"Страшная сказка ИГИЛ" будет распространяться в вузах стран СНГ

© Sputnik Флаг Исламского государства. Архивное фото
Флаг Исламского государства. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
В России вышла в свет первая брошюра, повествующая о том, что такое ИГ и как можно противодействовать вербовке в эту запрещенную организацию.

ДУШАНБЕ, 21 дек — Sputnik. Книга "Страшная сказка ИГИЛ" — результат работы экспертов из Общественной Палаты РФ при поддержке Антитеррористического центра государств-участников СНГ.

СМИ: в афганском Нангархаре начало вещать радио ИГ - "Голос Халифата"

По последним данным, порядка 7000 граждан из государств СНГ воюет в рядах ИГ. Антитеррористический центр государств-участников СНГ обратил внимание на проблему вербовки молодежи несколько лет назад.

"Мы активно работаем с органами безопасности и спецслужбами в Центрально-Азиатском регионе, куда эта беда пришла гораздо раньше. И стало понятно, что нам необходим продукт, который станет универсальным для государств-участников СНГ для противодействия вербовке", — поясняет председатель научно-консультативного совета Антитеррористического центра государств-участников СНГ Марианна Кочубей.

Небольшой и ярко иллюстрированный сборник написан доступным языком и подготовлен специально для родителей и родственников молодых людей и девушек, которые попали в беду. В брошюре в простой форме рассказывается обо всем, что известно об этой террористической организации специалистам, а также даются рекомендации, как можно противостоять этому злу.

Первый раздел сборника — "Знакомьтесь. ИГИЛ" — рассказывает, на что именно "давят" вербовщики. "Психологическая неустроенность, проблемы в адаптации, в материальном плане, ощущения непонимания, конфликты со взрослыми — вербовщики внимательно изучают социальные сети, профили, и фотографии, отслеживают, что молодой человек выкладывает на своей странице и какие делает комментарии. Таким образом, идет первый просев", — объясняет член Общественной палаты РФ Елена Сутормина.

Затем, как поясняет Сутормина, с человеком вступают в переписку, иногда отправляются ссылки и какие-то пропагандистские ролики. Так, по словам эксперта, постепенно юноша или девушка попадают под влияние.

В книге также приводится три рассказа о том, что испытывает человек, который попал под влияние вербовщиков или оказался в ИГ и рассказывается, что на самом деле представляет из себя организация, построенная на извращенном толковании Корана.

"В брошюре показано, что на самом деле ИГ — это жесткий бизнес, и что боевикам нужны человеческие ресурсы: определенные специалисты, врачи, молодые ученые, химики, профессионалы из нефтяной отрасли и представители спортивных вузов", — рассказывает Сутормина.

В разделе "Вас вербует банда профессионалов" подробно описано, как вербовщики ИГ привлекают новые кадры, так называемый "расходный материал". Человека, который устал от "равнодушия общества", вербовщики окружают вниманием, обязательно похвалят за стремление бороться с несправедливостью и посоветуют приобщиться к исламу.

Флаг Исламского государства. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
В Иране идут аресты людей, которые вели сайты ИГ (ДАИШ)

В конце небольшой брошюры приводится инструкция для взрослых, рассказывающая о том, как можно предотвратить беду и какие изменения в поведении детей должны настораживать.

"Если у вашего ребенка вдруг появляются такие наставники, важно не упустить этот момент. Среди основных признаков — резкое изменение поведения, изменения во внешнем виде, нервное состояние и увлечение исламом", — поясняет Сутормина.

Как правило, объект вербовки, по словам Кочубей, желает стать членом той группы, с которой общество обязано считаться и это, как подчеркивает эксперт, очень серьезный мотив.

"Речь идет как об утрате ценностных ориентиров, принадлежности к какой-то группе, так и о сугубо субъективных вещах: бедности, разводе, неразделенной любви. Конечно же, мы обращаем внимание и на то, что в большинстве случаев по результатам проведенного нами анализа относительно личности завербованных молодых людей, у них ослабленный фильтр критического восприятия действительности. Также очень легко поддаются вербовке молодые люди, которые дальше своего городка никуда не выезжали", — рассказывает Кочубей.

Существуют, как объяснила Кочубей, базовые объекты для манипуляции сознанием, то есть группы, которые могут попасть под влияние вербовщиков с большей вероятностью.

"Вместе с нашими партнерами из органов безопасности государств Центрально-Азиатского региона мы обращаем внимание на то, что вербовщики выделяют так называемые опорные социальные группы. Содержание этих групп зависит от специфики региона, но студенты входят в них всегда", — рассказывает Кочубей.

Ситуация в Сирии. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
ГКНБ: в состав "ИГ" влились более 700 граждан Таджикистана

Также, под сильное психологическое воздействие могут попасть общественные деятели и религиозные лидеры. Кроме того, в группе риска уязвимые группы населения: молодежь, представители этнических и религиозных меньшинств. В отношении них, по словам Кочубей, нужно выстраивать особо усиленные кордоны защиты.

Эта брошюра, как пояснили эксперты, только первый, но очень важный шаг на пути борьбы с вербовщиками ИГ. С книгой можно будет познакомиться на сайте Общественной палаты РФ в электронном виде, также почитать ее студенты и взрослые смогут на сайте Антитеррористического центра государств-участников СНГ, можно будет найти и на ресурсах МИА "Россия сегодня".

Как заверила Сутормина, Общественная палата РФ будет обращаться в Министерство образования и науки РФ, с тем, чтобы брошюра появилась в вузах и школах. Более того, книга "Страшная сказка ИГИЛ", по словам Кочубей, теперь будет направлена в органы безопасности и спецслужбы стран СНГ для дальнейшего распространения в вузах стран Содружества.

Помимо брошюры специалисты Антитеррористического центра государств-участников СНГ подготовили и сборник методических рекомендаций. Так, если "Страшная сказка ИГИЛ" ориентирована на студентов и их родителей, то методические рекомендации, в которых более подробно обозначаются приемы вербовки, рассчитаны на немного другую целевую аудиторию: это руководители вузов, сотрудники служб безопасности, педагоги и преподаватели.

Лента новостей
0