За что все любят Стивена Кинга?

© Фото : Фото: аккаунт Евгения Казарцева на FacebookЕвгений Казарцев
Евгений Казарцев - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Колумнист Sputnik рассуждает о причинах популярности американского короля ужасов Стивена Кинга

Суммарный тираж книг Стивена Кинга уже превышает 400 миллионов — он считается одним из самых популярных авторов художественной литературы в мире. Колумнист Sputnik Евгений Казарцев рассказал о своей версии популярности автора.

Написать страшно сложнее, чем показать

Сам Кинг говорил, что сейчас людей сильно избаловал телевизор и кино — там ужас на ужасе. Вы думаете, что клоуны-убийцы страшнее того, что происходит в реальном мире? Я — нет. В переполненном страхом мире писать по-настоящему жутко — это определенное мастерство. Когда мы смотрим кино, там работают давно придуманные "скримеры" — резкие перемены кадра, крики, тревожные звуки и дорогие спецэффекты. В книгах такого нет.

Лондон, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Таджикские писатели признаны лучшими в Лондоне
Самое страшное в книгах Кинга — вовсе не убийцы, призраки и монстры, а сами люди. И в "Оно", и в "Кладбище домашних животных", и в "Кэрри", и в других книгах ужас достигается за счет отображения вполне реальных вещей: человеческой жестокости и глупости, зависти и сумасшествия.

А остальные "примочки" — так, метафоры. Из современных писателей мало кто справляется с созданием такой атмосферы лучше Кинга. Да и сами посмотрите: в продаже ежегодно появляются сотни книг об убийцах, призраках, вселяющихся демонах и прочей чепухе. Выстреливают ли они? Нет.

В сердца людей попадают только книги Кинга.

Кинг — это не только "про ужасы"

Прав был в своих лекциях и статьях про Кинга российский писатель и критик Дмитрий Быков: произведения американца достают глубинные страхи и волнения людей. Часто ужасы реальной жизни или даже иррациональный страх перед "букой под кроватью" Кинг превращает в метафору.

Взять то же нашумевшее "Оно": на первый взгляд — история про какого-то мистического монстра, но найти в этом можно и метафору, и воображаемых "демонов"-детей, которые постоянно оказываются под давлением и в ужасных ситуациях из-за одноклассников и родителей.

Сужать Кинга до жанра "ужасы" не совсем верно. Про "ужасы" — Дин Кунц и другие писатели, а Кинг все же занимается не только жанровой, но и "высокой" (кидайте помидорами) литературой, совсем как Эдгар По.

Именно поэтому он одновременно и имеет миллионные тиражи и хорошо воспринимается многими критиками: даже американские "снобские" издания недавно сняли свои шоры и начали признавать достоинства Кинга.

Впервые писательница из Южной Кореи стала лауреатом Букера

Теоретически каждый у Кинга может найти что-то свое. Кому-то — фантастический сюжет, другому — психологизм. Прочитать его можно в любом возрасте. Лично мне, например, мама вручила один из романов Кинга лет в семь. И вроде человеком вырос. И именно за это Кинга любит такое количество людей: он бывает разным, "приглашает" читателя становиться его соавтором при помощи собственного воображения. Но при этом не скатывается до банальностей и "мономерности" в отличие от многих — да, госпожа Майер, это про вас.

Лента новостей
0