Ученые объяснили появление "человека на Луне"

© AFP 2023 / Nicolas AsfouriЛуна, архивное фото
Луна, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые Ратгерского университета в США объяснили возникновение на поверхности Луны светлых волнистых узоров, чье происхождение долгое время оставалось непонятным

ДУШАНБЕ, 8 сен — Sputnik. Планетологи из Ратгерского университета (США) объяснили причину возникновения светлых узоров на поверхности луны, сообщает портал Science Alert.

Ученым было известно, что местоположение "лунных вихрей" связано с определенной магнитной аномалией, хотя не каждая область сильного магнитного поля порождала появление узоров вокруг себя. При этом сама Луна не генерирует глобальное магнитное поле. Из-за этого происхождение этих структур на поверхности спутника оставалось загадкой.

В частности, популярна была иллюзия о "человеке на Луне" — конфигурации, при которой завихрения складываются в узор, напоминающий человеческое лицо.

С помощью компьютерного моделирования исследователи выяснили, что витки должны возникать вблизи или непосредственно над источником магнитного поля, располагающегося под поверхностью спутиника. Сами источники залегают неглубоко и представляют собой вертикальные "лавовые трубки", которые возникают при неравномерном остывании стекающей с вулканы лавы.

Отмечается, что эти базальтовые структуры образовались на Луне от трех до четырех миллиардов лет назад.

По мнению планетологов, "трубки лавы" идеально объясняют причину появления узоров. При нагревании до 600 градусов Цельсия и охлаждении лунные породы в отсутствии кислорода приобретают магнитные свойства, поскольку высокая температура провоцирует разрушение минералов и высвобождение железа.

Ранее ученые смогли окончательно доказать наличие водяного льда на поверхности Луны, он был обнаружен на самых темных и холодных ее участках.

"Большая часть льда находится в тени кратеров рядом с полюсами, где температура не поднимается выше —250 градусов по Фаренгейту (-156,5 градуса по Цельсию). Солнечный свет никогда не поступает в эти части поверхности из-за небольшого наклона оси вращения Луны", — сообщили в НАСА.

Команду ученых возглавлял Шуай Ли, который работает в Гавайском и Брауновском университетах, в нее также вошел Ричард Элфик из исследовательского центра Эймса в Силиконовой долине Калифорнии. Ученые использовали Лунный минеральный картограф M3 (Moon Mineralogy Mapper), принадлежащий НАСА, который помог им доказать, что на поверхности Луны был обнаружен водяной лед, поясняется в сообщении.

Отмечается, что прибор M3 установлен на спутнике "Чандраян-1", запущенном индийской организацией космических исследований (ISRO) в 2008 году. Его основной целью стало подтвердить наличие твердого льда на поверхности Луны. Он собирал данные о присущих льду отражающих свойствах, а также мог непосредственно определить особый способ, которым молекулы льда поглощали инфракрасное излучение, что позволяет разграничить воду в жидком или газообразном состоянии и твердый лед.

В 2009 году НАСА заявило, что в полученных в ходе миссии "Аполлон" в 1970-х годах образцов лунной поверхности было обнаружено присутствие воды. Тогда ученые подсчитали, что в одной тонне поверхности Луны может находиться до 946 миллилитров воды. Позже исследователи заявили о наличии свидетельств, которые указывают на местное происхождение воды на Луне.