Колония бактерий на телефоне: гаджеты служат рассадником страшных инфекций

© PixabayБактерии под микроскопом
Бактерии под микроскопом - Sputnik Таджикистан
Острая кишечная инфекция, стафилококки, стрептококки и палочковидные коринебактерии - все это обитает на экране мобильного телефона

ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik. Микобактерии туберкулеза, золотистый стафилококк, кишечная палочка — это далеко не все, с чем можно столкнуться, просто нажав кнопку лифта или дотронувшись до дверной ручки.

РИА Новости вместе с экспертом разбирается, откуда грозят нам эти опасные инфекции.

Бактериальная колонизация

Туристы гуляют в лесу - Sputnik Таджикистан
Опасно для жизни: инфекции, которые туристы привозят из экзотических стран
В течение года международная группа ученых наблюдала за тем, как микроорганизмы постепенно заселяют новую больницу при Чикагском университете (США). Первые сведения о количестве бактерий и местах их распространения исследователи стали собирать за два месяца до открытия госпиталя. Тогда в здании было только два вида микробов — Acinetobacter и Pseudomonas, обитающих в почве и воде.

Уже через десять месяцев после открытия в больнице было несколько сотен видов микроорганизмов, причем преобладали стафилококки, стрептококки и коринебактерии, вызывающие, в том числе, дифтерию. Они были везде — на потолке, стенах, мебели, технике, а также на одежде и коже пациентов. Большинство бактерий выживали, даже несмотря на ежедневную дезинфекцию больничных помещений.

Соотношение различных видов микробов в госпитале постоянно менялось. Люди приносили на коже и одежде микроорганизмы, а те, в свою очередь, стремительно обживали имеющиеся в больнице поверхности. Самыми заселенными оказались дверные ручки, компьютерные мышки и клавиатуры. А среди болезнетворных бактерий обнаружили даже такие, которые нередко приобретают устойчивость к антибиотикам — золотистый и эпидермальный стафилококки.

Врач, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Почему одну из самых опасных инфекций так и не искоренили
Угроза на руках

По данным канадских ученых, нет ничего грязнее перил, кнопок лифта и дверных ручек. Даже туалетные комнаты в несколько раз чище. Так, патогенные микроорганизмы есть на 61 проценте лифтовых кнопок и только в 43 процентах туалетов.

Что касается дверных ручек, то на них могут селиться практически все виды болезнетворных бактерий и вирусов. Когда микробиологи из Вустерского политехнического института обследовали под микроскопом 27 ручек на территории студенческого городка, они обнаружили 1323 бактериальных колонии. И это не считая вирусов.

Похожие данные получили и британские эпидемиологи. Правда, они также выяснили, что количество и патогенность микропоселенцев сильно зависят от формы ручки и из чего она сделана.

Так, больше всего болезнетворных бактерий на больших неподвижных ручках дверей, открывающихся на себя. А меньше всего — на медных ручках. Более того, медь и ее сплавы вполне можно использовать как средство борьбы с опасными патогенами. Согласно недавнему исследованию, медные ручки способны справиться даже с метициллинрезистентным золотистым стафилококком (MRSA), вызывающим у людей сепсис и пневмонию.

Патогены, которые всегда с тобой

"Самое населенное микробами место мы все время носим с собой. Это мобильный телефон. Мы пользуемся им очень часто, берем и чистыми, и грязными руками, кладем на самые разные поверхности — и рядом с едой, и в туалете. Соответственно, кого там только нет, в том числе хватает и болезнетворных микробов. Прежде всего это возбудители различных острых кишечных инфекций. Например, кишечная палочка или вирусы, вызывающие норовирусную и ротавирусную инфекции. Кроме того, на телефоне могут быть и возбудители гриппа и ОРЗ. Это очень вероятный источник заражения", — рассказал ведущий специалист по лабораторной диагностике Центра молекулярной диагностики (CMD) Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев.

Мы все умрем. Но это не точно - Sputnik Таджикистан
Мы все умрём. Вирусы и бактерии как биологическое оружие

Согласно работе американских микробиологов, на экранах современных смартфонов живет почти семь тысяч видов бактерий. Преобладают стафилококки, стрептококки и палочковидные коринебактерии. На смартфоне, как правило, можно найти до 80% микроорганизмов, которые в данный момент присутствуют на руках его владельца.

На компьютерах бактерий и того больше. По данным специалистов, клавиатуры в сотни раз грязнее сиденья унитаза, на них встречаются и золотистый стафилококк, и энтерококки, устойчивые к антибиотикам. Причем на гаджетах, принадлежащих женщинам, микроорганизмов значительно больше.
Почему не происходит массового заражения

"Всегда важно следить за гигиеной: мыть руки, не класть, например, гаджеты на стол рядом с едой. В конце дня протирать телефон. Правда, надо понимать: что бы мы ни предпринимали, мы никогда не обеспечим стопроцентной стерильности. Но этого и не надо. Значительная часть микроорганизмов, которые нас окружают, либо не патогенны, либо условно патогенны. То есть они могут вызвать какие-то проблемы со здоровьем лишь при определенных условиях. Скажем, если у человека ослабленный иммунитет или количество микробов слишком большое — так называемая инфицирующая доза", — отмечает Лебедев.

Девушка пишет сообщение на телефоне - Sputnik Таджикистан
Названы наиболее часто ломающиеся смартфоны

Что касается безусловных патогенов, способных вызвать серьезные инфекционные заболевания, тут действует то же правило.

"Мы живем обычной жизнью, ездим в городском транспорте и постоянно встречаемся с микобактерией туберкулеза. Иногда мы даже получаем ее внутрь организма. Но почему-то люди тотально не заболевают. Ответ прост: ее слишком мало. Инфицирующая доза мала, иммунитет с этим справляется. Это касается практически любой инфекции. Для того чтобы человек заболел, достаточное количество вирусов или бактерий должно одновременно проникнуть в человеческий организм", — уточняет эксперт.