Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана

© Bogaevskii, Nikolai V., 1843-1912Сырдарьинская область. Ура-Тюбе. Медресе Рустем-Бека
Сырдарьинская область. Ура-Тюбе. Медресе Рустем-Бека - Sputnik Таджикистан
Подписаться
История древнего города, хранящего за своими стенами множество легенд и, возможно, даже повлиявшего на мифологию Рима

ДУШАНБЕ, 26 авг — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Когда спускаешься в долину живописных серпантинов Шахристанского перевала, Истаравшан возникает неожидан­но, напоминая громадное дерево с цветущей кроной. Видимые взору ветви этого "дерева" - лишь верхняя часть современного города, в котором сохранились строения не ранее ХV века, а вот мощные корни его уходят в многопластовую толщу земли ко временам более 2,5-тысячелетней давности.

Спокойный мирный ландшафт Истаравшана помнит имена тысяч царей, полководцев, ученых и простых людей, своим трудом прославивших этот край. А потому особо любопытно заглянуть в прошлое древнего города.

Ахемениды, Македонский и римляне

По легенде, город (греки называли его Кирополь) был основан ахеменидским царем Киром, а на древнеиранских язы­ках это название звучит как Курушкада. Несколько веков спустя после греческого завоевания римский историк и географ Страбон в своей "Географии" описывал, что Истаравшан  - "крайний из основанных Киром на Яксарте", то есть Сырдарье.

Александр Македонский в Средней Азии - Sputnik Таджикистан
След Македонского в истории Таджикистана

Античные историки упоминают также о горных селениях под названием Уструшаны, которые располагались близко друг от друга, что дым одного был виден в другом. Семь уструшанских городов восстали против Македонского, и Александр, находящийся в своем лагере на Сырдарье, послал полководца Кратера осадить Кирополь.

"Ему было приказано разбить лагерь вблизи города, окопать его вокруг, обвести валом и сколотить потребное количество машин. Македонцы проникли в город по руслу притока или канала, в летнее время пересыхавшего, вслед за тем по недостатку воды сдалась и цитадель города", - пишет античный историк Арриан.  

После подавления восстания жителей переселили в основанную Македонским Александрию Эсхату (ныне Худжанд).

О том, что речь идет именно о поселениях на месте нынешнего Истаравшана, свидетельствуют упоминания цитадели города, теперешней Мугтеппа, чьи стены возвышаются на 70 метров над руслом речки Ката-сай. Таджикские археологи, расчищая многопластовые слои холма Мугтеппа, дошли до самого нижнего жилого горизонта, датируемого IV в. до н. э. 

Помимо персов и греков высокую крепость города не раз штурмовали тюрки, монголы, войска бухарского эмира, кокандского хана и русского царя. Но каждый раз жители вновь восстанавливали сте­ны и город вновь растекался по окрестным холмам густой зеленью садов и плоскими кровлями крыш.

Однако самая любопытная легенда древности связана не с именем ахеменидских владык или македонских воителей, а с Капитолийской волчицей. Да, той самой, что является символом Рима.

© Архив Мунавара МамадназароваИзображение волчицы, кормящей двух младенцев во дворце правителей - афшинов в Бунджикате, VI в.
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Изображение волчицы, кормящей двух младенцев во дворце правителей - афшинов в Бунджикате, VI в.

Во время раскопок дворца правителей Уструшаны была обнаружена настенная роспись VI в. с изображением волчицы, кормящей двух младенцев. Одна из версий очевидного совпадения мифологических сюжетов гласит, что история о волчице изначально родилась на востоке, откуда перекочевала к этрускам, а от них - к римлянам, став главной легендой Вечного города и его эмблемой.

Так, в результате широкого обмена культурными ценностями между античным Востоком и Западом этот "бродячий сюжет" связал древний Рим и не менее древний Истаравшан.

Цари и дворцы

Во времена Средневековья (X-XIII век) город был важной точкой на Великом шелковом пути. По запискам X века арабского путешественника из Испании Ибн-Якуба можно сделать вывод, что Устру­шан считался независимым автономным регионом, поскольку Ибн-Якуба называет его "растянувшейся и важной страной, где было 400 укрепленных пунктов".

Изображение арабской конницы - Sputnik Таджикистан
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан

Примерно в это же эпоху, но веком ранее, родился полководец, имя которого слышал каждый истаравшанец. Это царь Хайдар ибн Кабус, правивший страной в IX веке.

Благодаря незаурядным воинским качествам и доблести, он стал  верховным главнокомандующим армии арабского Халифата и под псевдонимом аль-Афшин одержал блестящие победы над византийским императором Феофилом, над азербайджанцами и египтянами.

Но возвышение Афшина сильно обеспокоило визиря и верховного судью Халифата, обвинивших его в идолопоклонстве. Возможно, приняв ислам, истаравшанский царь действительно оставался верен древней религии своих предков. Афшина приговорили к смерти, но не казнили из-за большой популярности в народе, а посадили в тюрьму, где он умер в 840 году. 

Стены города помнят и других великих владык. Так, в XV веке в Истаравшане искал спасения от узбекских ханов Бабур, знаменитый потомок Тамерлана, будущий завоеватель Индии и основатель империи Великих Моголов.

В те времена главным сооружением города, где и собиралась вся знать, был располагавшийся на вершине Мугтеппа дворцовый комплекс, к сожалению, ныне не сохранившийся.

© Архив Мунавара МамадназароваМалый дворец Бунджиката в столице Уструшаны (VI-VII вв)
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Малый дворец Бунджиката в столице Уструшаны (VI-VII вв)

Ядром дворца был богато декорированный парадный зал для официальных церемоний - саломхона. В настоящее время портал входной группы бекского дворца восстановлен таджикскими реставраторами по старым фотографиям и чертежам.

Мечеть старая - мечеть новая

И если бекский дворец на горе был символом царской власти, то идеологическим центром города стала величественная мечеть Султана Абдуллатифа или "Кок-Гумбаз", с вознесенным голубым куполом.

В архитектуре этого монументального, наполненного благородной гармонией здания много черт, присущих имперскому "тимуридскому стилю". Возведено оно было в ХVI веке при султане Абдуллатифе Шейбаниде как главная пятничная мечеть города с высоким купольным залом и ар­кадой вокруг двора. В XVII в. аркада была заменена кельями-худжрами и комплекс стал функционировать как медресе.

Из Таджикистана в Иран: персидская сказка в современных декорациях

Купол мечети, рухнувший еще в конце XIX в., в наше время стараниями таджикских мастеров восстановлен, а прекрасная облицовка - точное подражание древним образцам - вновь радует глаз сиянием красок, изысканным плете­нием орнаментов и каллиграфических надписей.

CC BY-SA 3.0 / Public domain / Hylgeriak / Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVIв
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVIв

Вход в мечеть украшен изящной резной дверью работы местных мастеров Абдукодыра и Абдурасула, выполненной в 1876-м, а деревянную пятиступенчатую кафедру-минбар в зале мечети по праву можно отнести к шедеврам резьбы по дереву, демонстрирующим высокий уровень истаравшанских ремесленников.

Неподалеку, в западной части города, под сенью вековых чинар стоят три небольших благородных здания - мавзолей Сари Мазор (XVI век), постройка, на­зываемая Аджина-хона, и квартальная мечеть ХVIII–XIX веков с четырехколонным залом и навесом-айваном.

© Архив Мунавара МамадназароваКомплекс Сари Мазор .Мечеть, общий вид , план и мавзолей
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Комплекс Сари Мазор .Мечеть, общий вид , план и мавзолей

Безграничная фан­тазия мастеров проявилась в оформлении колонн мечети и многокрасочной росписи потолков, напоминающих драгоценную тканную парчу. Там же, на западной окраине Истаравшана, сформировался небольшой культовый центр, мавзолей-мечеть Бобо-Таго. Это самый старый из сохра­нившихся архитектурных памятников города, построенный в конце ХV века. 

Прогулка по старым кварталам 

А в центре города, в квартале Хазрати Шох, по сторонам живописного водоема уютно расположился другой одноименный архитектурный ансамбль, состоящий из соборной мечети, мавзолея XVII-XVIII веков и загадочного здания, где, по легенде, погребен двоюродный брат Кусама ибн Аббаса, давшего свое имя самаркандскому царскому некрополю Шахи-Зинда.

Мечеть Хазрати Шох с 15-колонным залом выходила на обширный двор просторным айваном и колоннадой. Потолки и колонны покрыты яркой орнаментальной росписью, а чередования балок перекрытия придают зданию необычайную праздничную нарядность.

© Архив Мунавара МамадназароваМечеть Хазрати-шох :общий вид и фрагмент айвана
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Мечеть Хазрати-шох :общий вид и фрагмент айвана

Скромный мавзолей Худоера Валлами - на деле очень уникальное, не имеющее аналогов в центральноазиатском зодчестве сооружение.  

Чуть севернее от этого комплекса таится маленький шедевр народного зодчества - мечеть Ишони Мавлоно или, как его называют, Чоргумбаз - Четыре купола, построенная истаравшанскими мастерами в 1903 году.

За внешне скромным фаса­дом, подобно жемчужине в раковине, скрывается необычайно яркий по колористике интерьер. Главный акцент сделан на расположенной в середине изящной резной колон­не, несущей фигурные балки, каждая из которых перекрыта деревянным ребристым куполом. Все четыре купола украшены яркой орнаментальной живописью, причудливым переплетением тонких узоров и каллиграфических надпи­сей. 

© Архив Мунавара МамадназароваМавзолей Чор-Гумбаз : декоративные расписные купола ,резная дверь и рисунок центральной колонны
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Мавзолей Чор-Гумбаз : декоративные расписные купола ,резная дверь и рисунок центральной колонны

Увы, не все монументальные постройки города дошли до нашего времени. К несохранившимся архитектурным страницам древнего города можно отнести медресе Рустамбека, разрушенное в 1930-х гг.  

Его украшением был выполненный местным керамистом Мулло Курбоном портал из глазурованных кирпичей, по двум сторонам которого над стрельчатой аркой вписаны изображения вставших на дыбы коневидных драконов.

© фото Н.Н.НехорошеваФотографии не сохранившегося медресе Рустамбека в Истаравшане
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Фотографии не сохранившегося медресе Рустамбека в Истаравшане

 

Образ этих фантастических животных, выполнявших функции оберега, в искусстве Уструшаны возник неслучайно. Истаравшан издавна славился своими лепными глиняными игрушками-свистульками - "уштак", выполненными в виде сказочных лошадок и дракончиков.

Несмотря на разинутые пасти, клыки, острые рога, они выглядят удивительно добрыми и смешными. Сравнивая керамические игрушки VI-VII вв., обнаруженные археологами на городище Калаи Ках-Каха близ Истаравшана, с изделиями нашего современника усто Гафура Халилова, понимаешь, что эта непрерывающаяся нить преемственности культуры тянется вот уже 1,5 тысячелетия.    

Истаравшан - город мастеров

Живописные улицы Истаравшана плотно застроены традиционными домами. Через входной тамбур - дарвозахону - попадаешь в застроенный по периметру зеленый двор. Особое внимание в таких жилищах уделялось декорированию гостевой комнаты - мехмонхоны, высокой, прохладной, со сложным резным потолком, расписанным ярким орнаментом.

Современный Душанбе - Sputnik Таджикистан
Безбашенный вариант: как решить архитектурный кризис Душанбе

В каждом его узоре ощущается индивидуальный почерк народного мастера и обаяние ремесла. Еще одна особенность традиционных истаравшанских домов - это специальное помещение, называемое гапхона (дословно - "комната для бесед"), - своеобразный мужской клуб для приема гостей хозяина.

Газета "Туркестанские ведомости" в 1872 году описывала 58 кварталов города (тогда он назывался Ура-Тюбе) как сосредоточение ремесленных лавок - из них 642 располагались на большом рынке, а остальные 212 были рассредоточены по улицам.

Старожилы до сих пор помнят названия кварталов города, напрямую связанные с профессиональной деятельностью людей, их населявших: заргар (ювелир), мисгар (медник), танурсоз (печник), гачпаз (мастер по алебастру), дарсоз (резчик по дереву) - список можно продолжать еще долго. Здесь же руками умелых мастериц вышивались изящные мужские, женские и детские тюбетейки, платки и скатерти.

Колыбель таджикского ремесла: как мастер Ахмаджон создает детские гахвора

В Истаравшане благодаря индивидуальному творческому почерку заслуженное признание получили потомственные набойщики тканей - читгары Саидовы. Семейство Халиловых прославилось своими причудливыми керамическими игрушками-свистульками, а хорошо известный в Таджикистане мастер Мирзоев продолжил славные тра­диции местных кордрезов - изготовителей ножей.

© фото Г.РатушенкоПотомственные набойщики тканей - читгары Саидовы . Мастер из Истаравшана лепит игрушку
Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана - Sputnik Таджикистан
Потомственные набойщики тканей - читгары Саидовы . Мастер из Истаравшана лепит игрушку

Произведения городских мастеров до сих пор украшают постройки Ташкента, Коканда, Ферганы, куда они приглашались для строительства мечетей и жилых домов. 

Такой созидательный патриотизм - когда житель города помнит не только историю родного места, но и имена мастеров, украсивших своим трудом красивейшие города Центральной Азии, стал особенной чертой истаравшанцев. Благодаря своему труду, навыки которого хранятся поколениями, в Истаравшане реставрируют и особо бережно охраняют памятники истории и культуры, наполняя жизнь древнего города великим смыслом.

Лента новостей
0