Ученые открыли древний геном человека благодаря останкам Гиссарской культуры

© Depositphotos.com \ Lufeethebear.gmail.comСкелет и археологические инструменты
Скелет и археологические инструменты - Sputnik Таджикистан, 1920, 02.03.2023
Российские ученые масштабно изучили геном древних жителей благодаря расшифровки генома индивида, жившего во времена неолита на стоянке Туткаул в Таджикистане
ДУШАНБЕ, 2 мар — Sputnik. Международная группа ученых при участии российских археологов впервые провела масштабное исследование генома жителей стран Центральной Азии и Европы, сообщает Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Исследователям удалось открыть новые тайны взаимодействия древних культур после изучения генома 356 охотников-собирателей, живших 35 - 5 тыс. лет назад на территории 14 современных стран.
В работе также был расшифрован геном индивида, жившего во времена нового каменного века на стоянке Туткаул в Таджикистане. Исследование стоянки в слоях неолитической гиссарской культуры проводилось в том числе сибирскими археологами.
Исследование генома древнего обитателя стоянки позволило подтвердить давнюю гипотезу ученых о том, что Центральная Азия во все времена была перекрестком миров, местом смешения европейских и азиатских древних популяций.
"В генах индивидуума (ред. - Туткаула) были найдены признаки неолитического населения Ирана и древнего региона Турана", - отметила сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Светлана Шнайдер.
По ее словам, согласно полученным данным, геном связан с древней популяцией верхнего палеолита Восточной Сибири (стоянки в Иркутской области и Красноярском крае).
По словам ведущего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Татьяны Филимоновой полученные результаты очень тяжело переоценить.

"Они подтверждают гипотезы археологов, в том числе и автора раскопок Туткаула Вадима Александровича Ранова, что с древности в Центрально-Азиатском регионе встречались культуры Ближнего Востока, Восточной Сибири и Синьцзяна", - добавила она.

Что же касается территории Европы, то в период верхнего палеолита там обитали представители нескольких археологических культур, но генетические связи между ними до сих пор были неясны.
Полтора человека или Бобои Калон: история ученого, хранившего наследие Бухары
Новые исследования указывают на то, что популяции, проживавшие в различных частях Европы, не были генетически тесно связаны между собой.
Одной из самых распространенных европейских культур в древности была граветтская культура, существовавшая на территории Юго-западной, Центральной и Южной Европы 32 - 24 тыс. лет назад.
Однако эта популяция генетически не связана с населением этого региона. Новые популяции древних охотников-собирателей пришли на Итальянский полуостров с Балканского.
Таджикские ученые в шоке: житель Гиссара нашел на скале древнейшие иероглифы
Позже появилась эпиграветтская культура, представители которой около 14 тыс. лет назад с потеплением климата заменили прежние популяции.