За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов

© А. ГорячевПлотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР
Плотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР  - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Советские специалисты построили в Афганистане дороги, мосты, гидроэлектростанции, предприятия, заводы, университеты и другие объекты, часть из которых была позже реконструирована российскими компаниями

ДУШАНБЕ, 8 фев - Sputnik. Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения – начиная с 1960-х, СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта.

Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979-го. Советский Союз вкладывал огромные средства в экономику этой восточной страны.

В 2006-м Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.

Sputnik рассказывает историю советско-афганских строек и показывает, в каком состоянии эти объекты сегодня.

Мост "Дружба" – "Пули Дусти"

© Sgt. Bradley LailМост Дружбы - U.S. Air Force
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Мост Дружбы - U.S. Air Force

"Пули Дусти" или "Хайратон" известен во всем мире – именно по этому мосту с 15 мая 1988 выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989, когда через переправу проследовали последние подразделения.

Мужчина вернулся с войны в Афганистане спустя 30 лет - Sputnik Таджикистан
Он вернулся домой с войны в Афганистане через 30 лет — видео

Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина объекта – 816 метров. Сегодня по нему проходят все грузы с севера Афганистана – около половины экспорта страны.

СССР в Афганистане: 10 лет войны

Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода войск СССР в Афганистан, в начале 1980-го. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 навел понтонный мост через Амударью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений.

© В. КиселевВывод войск по мосту Дружбы
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Вывод войск по мосту Дружбы

Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже спустя два года, весной 1982. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА  Бабрак Кармаль.

Голубая мечеть в Мазари-Шарифе ежедневно принимает тысячи паломников из разных стран - Sputnik Таджикистан
Афганистан глазами туриста: что несет северный ветер спустя 30 лет

Кулаков: США повторяют ошибки СССР в Афганистане

В июле 1997-го после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть "Пули Дусти" удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001-м. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.

В ноябре 2010-го Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017-м по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.

Тоннель Саланг

© А. ГорячевТоннель Саланг в советcкие годы
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Тоннель Саланг в советcкие годы

Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.

Строительство началось в 1958-м – основные работы производили специалисты "Московского метростроя" по советскому проекту. В СССР они имели наибольший опыт прокладки подземных путей. Прокладывая горный коридор, строители взрывали горные породы, а затем облицовывали проход бетоном. Для защиты порталов от лавин были построены галереи.

Ханова: в Афганистане вспоминают СССР с благодарностью

На открытии объекта 2 сентября 1964 присутствовали председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и король Афганистана Захир-шах. Позднее сквозь тоннель были проложены два трубопровода.

© Sputnik Тоннель Саланг
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Тоннель Саланг

В годы присутствия войск СССР в Афганистане Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы горного коридора.

Пограничники - Sputnik Таджикистан
Таджико-афганская граница: непустые угрозы ИГ и ответ Таджикистана

После вывода войск СССР из Афганистана, объект контролировался отрядами "Северного альянса" (объединение ряда полевых командиров северного Афганистана – ред.). Саланг был взорван в 1998-м, восстановление началось уже после поражения талибов в конце 2001-го силами российской и французской экспедиций. Тоннель был открыт 19 января 2002 и 20 января пропустил первый автомобильный конвой МЧС РФ с гуманитарным грузом.

Туркменистан восстановит железную дорогу в Афганистан времен СССР

Правительство Афганистана с 2012-го разрабатывает проект строительства второго тоннеля протяженностью 12 км в южной части перевала Саланг. В 2017-м австралийская компания Smeck Consultants выиграла конкурс на разработку проекта и технико-экономического обоснования проекта нового горного корридора.

ГЭС Наглу

© В. КиселевПлотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Плотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР

Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище.

Строительство началось в 1960-м, и уже спустя семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация – ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009-го входит в состав ГК "Ростехнологии" – ред.).

Сложнее, чем кажется: кто стоит за недавними терактами в Афганистане

В годы войны Наглу охранялась войсками СССР. После 1989-го ее контролировали отряды командира моджахедов Гульбеддина Хекматиара, с приходом к власти талибов гидроэлектростанция перешла в их руки. Талибы сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2010-му работали только два гидроагрегата из четырех.

© В. КиселевРабочий на ГЭС Наглу в годы СССР
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Рабочий на ГЭС Наглу в годы СССР

После падения власти талибов, правительство Афганистана стало искать способы преодоления энергетического кризиса в столице. В 2005-м афганские электростанции – Наглу, Махи-Пар и Сароби – не выдавали необходимого количества электроэнергии из-за снижения стока реки Кабул, и только ГЭС Наглу могла работать круглогодично. В столице Афганистана только 5% населения могли использовать электроэнергию.

Почему ситуация в Афганистане год от года только ухудшается

Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007-м. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование проводилось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов.

В 2010-2012 годах были запущены два отремонтированных гидроагрегата и заменены трансформаторы. В январе 2016 Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию.

Политехнический университет Кабула

© Владимир ВяткинСтуденты Политехнического института
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Студенты Политехнического института

В 1960-х советские специалисты построили в Кабуле еще один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1,2 тысячи студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более 6 миллионов рублей.

Сегодня в Кабульском политехническом университете учатся более четырех тысяч студентов и работают около двухсот преподавателей.

© © Александр ХроленкоКинозал Кабульского политехнического института
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Кинозал Кабульского политехнического института

Это престижное высшее учебное заведение, ведущий технический вуз Афганистана. Единственный вуз страны, где главный иностранный язык – русский. 

Университет называют островком советской культуры. Большинство преподавателей – выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70% студентов. Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы подготовиться к лекциям и семинарам.

© © Александр ХроленкоУчебные ВОЛГИ Кабульского политехнического института
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов - Sputnik Таджикистан
Учебные ВОЛГИ Кабульского политехнического института

Здесь открыты восемь факультетов, в том числе строительный, электромеханический, геологический и автостроительный.

Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники. Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.

Лента новостей
0