Бедность страшнее "короны": станет ли Таджикистан вводить режим ЧП

© Sputnik / Амир ИсаевЖители города Душанбе в защитных масках на улице
Жители города Душанбе в защитных масках на улице - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Надежным методом в борьбе с эпидемией COVID-19 является всеобщий карантин и объявление чрезвычайного положения. Но для экономики Таджикистана такое "лекарство" может оказаться страшнее самой болезни

ДУШАНБЕ, 20 мая — Sputnik. Коронавирус в Таджикистане все сильнее бьет по бюджету страны, и власти пока не рискуют идти на крайние меры.

"Таджикское чудо" оказалось мифом, безжалостно уничтоженным пандемией, и сейчас ситуация в Таджикистане едва ли не хуже, чем в любой из республик Центральной Азии, за исключением Афганистана, – там последствия эпидемии несколько меркнут на фоне остальных проблем государства.

Женщина в защитной маске на улице города Душанбе - Sputnik Таджикистан
Минздрав Таджикистана назвал число выздоровевших от коронавируса

Менее чем за три недели страна вышла на первое место в регионе по смертности от коронавируса. Опять-таки не считая Туркменистана, где статистика по "короне" отсутствует, и Афганистана, где 169 смертей с начала февраля едва ли кого-то могут удивить.

Согласно официальным данным, в стране скончался 41 человек. Для сравнения в Казахстане – 34, в Кыргызстане – 14, в Узбекистане – 13.

Но помимо людских потерь, маленькая республика несет еще и огромные экономические убытки. Все началось еще до обнаружения коронавируса в Таджикистане, когда в России ввели режим самоизоляции и приостановили работу множества строительных объектов, предприятий, магазинов и развлекательных центров.

В результате сотни тысяч таджикских граждан, уехавших на заработки в РФ, временно перестали отправлять деньги семьям, если не лишились работы вовсе.

Пора затянуть пояса: что будет с экономикой Таджикистана без денег мигрантов

Когда беда пришла в сам Таджикистан, первым, конечно, пострадал малый и средний бизнес, сфера услуг. А вслед за закрытием ресторанов, рынков, торговых центров мгновенно сократились поступления в бюджет. Первым это на себе ощутил Душанбе, но сейчас это коснулось уже всех крупных городов Таджикистана.

Логичным шагом по борьбе с COVID-19 был бы тотальный строгий карантин и объявление чрезвычайного положения, которое вводится при возникновении кризисных ситуаций, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Подразумевает это отдельные ограничения прав и свобод, конкретно в нынешней обстановке пандемии - свободы передвижения и возможное введение комендантского часа.

Режим ЧП объявили у себя Италия, Испания, нескольких стран Восточной Европы, Казахстан и Кыргызстан.

Чиновники из Центра общественного здравоохранения санируют традиционный дворец в Сувоне, Южная Корея - Sputnik Таджикистан
Невозможно убить: Китай объяснил новую вспышку коронавируса

Однако власти Таджикистана справедливо полагают, что такие радикальные меры нанесут экономике страны ущерб еще больший, чем эпидемия.

Тут все зависит от строгости режима и от того, какие меры поддержки смогут предложить власти предпринимателям, считает руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

"Режим обычно длится не меньше месяца, и последствия для Таджикистана, сильно зависящего именно от малого и среднего бизнеса, будут весьма ощутимы. В экономике страны велика доля именно посреднической торговли, когда люди получают доход, перепродавая один и тот же продукт, - отмечает эксперт. - И когда торговля прекратится, заработка – основного или дополнительного - лишится большая часть населения".

Эксперт рассказал, как коронавирус ударил по сельскому хозяйству Центральной Азии

Разумеется, руководство страны, принявшее решение ввести режим ЧП, должно заранее позаботиться о мерах социальной поддержки и возможности компенсации убытков. А бюджет Таджикистана едва ли сможет вынести такую нагрузку, поэтому правительство до последнего не станет прибегать к крайним мерам, считает Мигранян.

Ресурсов государства сейчас едва хватает на прямую борьбу с эпидемией – строительство мобильных больниц, закупка средств защиты, обеспечение условий карантина. А уж дополнительных средств на выплату зарплат и компенсаций бизнесу в казне точно нет, отмечает таджикский экономист Зулфикор Исмоилён.

"Учитывая состояние бюджета, введение ЧП разорит республику. В Таджикистане нет таких резервов, как в России, чтобы оставлять людей на работе с сохранением зарплаты. Созданный президентом специальный фонд собрал 11 миллионов сомони – не такая уж большая сумма в масштабе страны. Все уходит на нужды медицины, и то многие доктора вынуждены сами покупать средства защиты. Так что власти будут делать все, чтобы не объявлять чрезвычайное положение", - пояснил Зулфикор Исмоилён Sputnik Таджикистан.

Бездомные в Сан-Франциско - Sputnik Таджикистан
Коронавирус синоним бедности: ВБ прогнозирует нищету 60 миллионов человек

Справедливости ради надо сказать, что и в России не вводили режим ЧП. Отчасти из-за сравнительно успешных карантинных мер, отчасти из-за нежелания лезть в кубышку.

Да и объявление чрезвычайного положения не всегда является надежным способом остановить эпидемию.

В Европе ЧП оказалось довольно эффективной мерой профилактики COVID-19. В Казахстане и Кыргызстане распространение болезни тоже удалось замедлить. Правда, не обошлось без неприятных инцидентов -  так в обсервации "Ганси" в Кыргызстане, граждане, возмущенные условиями карантина, устроили едва ли не бунт и даже напали на врачей.

Рахмон приказал усилить меры по борьбе с коронавирусом в стране

Что касается США, то в Штатах режим ЧП лишь немного помог снизить уровень смертности. И то - скорее благодаря усилиям врачей и сознательности граждан.

Но главное, у США в фонде борьбы с национальными бедствиями есть 50 миллиардов долларов на борьбу с коронавирусом, коим богатством, увы, не может похвастаться Таджикистан.

Деньги на нужды здравоохранения и зарплаты бюджетникам правительству нужны прямо сейчас, а значит, даже опасный вирус – не повод для чрезвычайных ситуаций.

Лента новостей
0