Как уживаются старые и новые мусульмане в Москве

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкМолитва у Соборной мечети в центре Москвы. Архивное фото
Молитва у Соборной мечети в центре Москвы. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Эксперты характеризуют отношения между мигрантами и южными мусульманами России, как весьма непростые — иногда осторожные, а подчас напряженные.

ДУШАНБЕ, 28 янв — Sputnik. Проблемы взаимодействия так называемых старых и новых мусульман в российском социуме исследовал Институт истории имени Марджани Академии наук Республики Татарстан, сообщило ИА "Фергана".

До начала 1990-х годов абсолютное большинство мусульман Москвы составляли татары. Столичные мечети были построены на финансы татарских благотворителей. Миграция, начавшаяся после развала СССР, изменила эту ситуацию. Сегодня в мечети приходят всего 10% татар, остальную часть составляют выходцы из Центральной Азии и с Северного Кавказа.

Исследование включало в себя глубинные интервью с имамами, прихожанами мечетей и общественными активистами в Москве и Подмосковье. Эксперты характеризуют отношения между мигрантами и южными мусульманами России, как весьма непростые — иногда осторожные, а подчас напряженные.

Один из авторов исследования преподаватель исторического факультета МГУ Дмитрий Опарин отметил, что хотя 90 % прихожан в московские мечети составляют выходцы из ЦА и Кавказа, все же татары в мусульманском пространстве выделяются и властью, и обществом, как свои.

"Один из имамов московской мечети сказал мне: да, мы представители ислама в Москве, потому что чиновникам легче общаться с нами, чем с другими этническими группами. Хотя эти группы куда более многочисленны, чем татары. Поэтому власть в мечетях они сохранили — везде имам-хатибами являются татары", — говорит Опарин.

Потеря комфортного места в мечети

По его словам татары иногда называют мигрантов пренебрежительно "каралар", что означает "черные". Он считает, что раздражение татаров связано с проблемой перенаселенности мечетей. Татары ассоциируют себя с коренным русифицированным большинством, урбанизированными городскими людьми. Они чувствуют не ксенофобскую неприязнь, а некие бытовые неудобства.

"Вокруг Московской соборной мечети уже нет заполненных рядами молящихся татар. На их местах стоят мигранты. Действительно, раздражение связано, в основном, из-за потери татарами комфортного молитвенного пространства. Но ксенофобского деления по этническому признаку нет. То есть в этом не узбеки виноваты или чеченцы, а виновато мигрантское сообщество в целом", — разъяснил историк Марат Сафаров.

"Декоративная" религиозность раздражает

Кроме того Опарин указал на еще одну ситуацию, которая увеличивает напряженность отношений.

"В исторической мечети на Большой Татарской улице по средам и воскресеньям проводится зикр (многократное произнесение вслух имени Аллаха). В нем, в основном, участвуют чеченцы, ингуши и таджики, а также русские неофиты (новообращенные в религию). И прихожане, как и администрация мечети, которую составляют татары, выражают определенное недовольство по поводу Зикра как чего-то чуждого, привнесенного, громкого, от которого, как они говорили, мечеть сотрясается. Татары говорят: да, мигранты религиозны, но не более верующие, чем мы. И эта, по их мнению, "декоративная" религиозность воспринимается многими татарами с раздражением либо с сомнением", — говорит историк.

Татары желают слушать проповеди на родном языке

Еще одна болезненная тема для татар, как считает, ректор Московского исламского колледжа Марат Арсланов — это изменение языка проповеди.

"Раньше, когда 95% приходящих в мечеть были татарами, смысла читать на русском не было. Потом постепенно процент татар уменьшался, и появилась необходимость читать на двух языках. Сейчас, когда татары растворились в других национальностях, необходимость произносить проповедь на татарском языке отпала. Меня как татарина, может быть, это и не устраивает. Хочется, чтобы пусть даже небольшое количество татар, пришедших в мечеть, слушали проповедь на татарском", — говорит Арсланов.
Не делить прихожан на "своих и чужих"

Авторы исследования также дали рекомендации для оптимизации взаимоотношений в мусульманской общине российской столицы, да и страны в целом.

Историк Марат Сафаров говорит о необходимости адаптации и интеграции трудовых мигрантов через религиозные организации. По его мнению, религиозные организации могли бы стать хорошим помощником государству в решении многих вопросов.

"Мечеть глубже других общественных институтов погружена в эту тему миграции, и любой имам, который ежедневно общается с узбеками и киргизами в течение многих лет, — лучший эксперт, чем любой другой. Он знает положение дел изнутри. И хорошо было бы, если бы он не делил прихожан на "своих и чужих", а считал, что это наш брат, который оказался в трудной жизненной ситуации не по своему желанию, и его нужно адаптировать именно в социокультурном плане".

Московские официальные религиозные структуры являются отчасти и политическими институтами, но при существующих у них ресурсах никакой конкретной политики в этом направлении не проводится.

Мечеть для мигранта часто играет роль последней инстанции, где он может найти помощь по любым жизненным вопросам, так как зачастую защитить его интересы больше некому, потому что госорганы, диппредставительства не всегда активны в этом вопросе.

В Москве действуют четыре мечети: Московская Соборная мечеть в Выползовом переулке, Историческая мечеть на Большой Татарской улице, Мемориальная мечеть на Поклонной горе, мечеть "Ярдям" в районе Отрадное. По данным переписи 2010 года, в столице РФ проживает 360 тысяч мусульман, из них около 150 тысяч составляют татары.

Лента новостей
0