Новости мигрантов из Центральной Азии в России
Последние миграционные новости: новые законы, проблемы беженцев и переселенцев, трудовые мигранты. Комментарии, аналитика и мнение экспертов. Статьи для мигрантов и их работодателей. Полезная информация для иностранных граждан.

Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву

© Sputnik / Алексей КуденкоМужчина в царской короне, архивное фото
Мужчина в царской короне, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
В Центре Гиляровского проходит выставка "Дорогие москвичи и гости столицы", благодаря которой можно узнать, как мигранты меняли жизнь и быт Москвы.

ДУШАНБЕ, 5 мар — Sputnik. Почему некоторые считают суши и пасту русской едой, зачем приезжие набивают холодильники гвоздями, для кого российские шампуни и гели для душа — лучшие в мире, можно узнать на выставке в Центре Гиляровского "Дорогие москвичи и гости столицы", посвященной жизни и быту мигрантов, пишет РИА Новости.

Шапка Мономаха и узбекский хан

Сам символ самодержавия на Руси, конечно, по-прежнему находится в Оружейной палате, но изображение шапки Мономаха особенно важно для выставки, поясняет куратор Полина Жураковская.

© © Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыДорогие москвичи и гости столицы
Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву - Sputnik Таджикистан
Дорогие москвичи и гости столицы

Она напоминает о гипотезе отечественных исследователей о том, что шапка Мономаха — это узбекская тюбетейка из Бухары, которая была передана, видимо, в дар Ивану Калите от хана Золотой Орды.

"Дело в том, что этот головной убор великих князей на самом деле не имеет отношения к византийскому императору Константину Мономаху, который умер в XI веке. Вы придете в Оружейную палату и увидите там удивительную подпись с вопросительными знаками: "Шапка Мономаха — Золотая Орда? Первая половина XIV века?"

По словам куратора, мало кто знает, какое огромное влияние оказали приезжие на то, что сегодня считается исконно московским.

Петровские грузины и Маяковский

Большая Татарская улица и Маросейка, Лефортово и Брюсов переулок, Большая Грузинская и Армянский переулок — сегодня эти названия настолько привычны, что почти никто не задумывается о том, откуда они произошли.

Оказывается, грузинская диаспора издавна была связана с районом вокруг нынешней станции метро "Сокол".

"Грузины там появились во времена Петра Первого, — говорит Полина Жураковская. — У него был очень близкий друг — Александр Арчилович Имеретинский. Он еще в его потешных боях участвовал, то есть был другом с детства, одного с Петром возраста. Участвовал и в Великом посольстве, но при этом удивительно, что женился он на дочери Милославского — в общем-то, врага Петра".

© © Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыВыставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского
Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву - Sputnik Таджикистан
Выставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского

После смерти супруги Александр Арчилович стал законным владельцем имения. От родственников имеретинских князей пошла следующая волна грузинской миграции в Москву. Среди таких приезжих были и знаменитые москвичи — например, поэт Владимир Маяковский.

"С Маяковским связано многое. Это и любимая станция метро, площадь, памятник, и при этом формально он тоже никакой не москвич, потому что приехал из Кутаиси, то есть уроженец Грузии. Для поэта национальная идентичность была очень важна, он говорил об этом в стихах, но безумно и страстно любил Москву", — продолжает Полина Жураковская.

Чай, суши и батон с майонезом

© © Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыВыставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского
Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву - Sputnik Таджикистан
Выставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского

Организаторы выставки приводят данные: только за 2017 год на иммиграционный учет в России встало более 11 миллионов человек, из них пять миллионов — трудовые мигранты. Как ни странно, говоря о современных приезжих, кураторы большое внимание уделяют еде.

"Что такое московский чай? Это индийский чай с узбекскими лимонами. Нам кажется, что это местный обычай, а на самом деле это все к нам откуда-то приехало".

Тележка из магазина, доверху набитая лапшой быстрого приготовления, тем самым индийским чаем, батонами хлеба и упаковками майонеза — типичный продуктовый набор трудового мигранта из Центральной Азии.

"Люди едут в Москву, чтобы заработать и купить на родине двухэтажный дом — поддержать свой статус. Для этого они питаются вот этим. А потом сосед увидит и тоже поедет, чтобы заработать себе на трехэтажный дом, и тогда надо снова уезжать и питаться все тем же хлебом и майонезом", — рассказывает Жураковская.

© © Фото предоставлено пресс-службой «Музея Москвы»Выставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского
Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву - Sputnik Таджикистан
Выставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского

В центре выставочного пространства стоит холодильник, под завязку забитый посылками: от электрических чайников и гвоздей до гелей для душа и игрушек.

"Эта техника не идет в утиль. Вы можете вынести старый работающий холодильник на улицу, а мигрант его подберет, заплатит за доставку и отправит, например, в Самарканд. Пустым его отправлять никто не будет, заполняют гостинцами. Чаще всего это мелкая бытовая техника, ткани, строительные материалы. Некоторые уверены, что в России лучшие шампуни и гели для душа. Конфеты шлют просто потому, что они особенные — из Москвы", — поясняет куратор.

От продавца на рынке до солиста Большого

© © Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыВыставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского
Шапка Мономаха и узбекский хан: как мигранты меняли Москву - Sputnik Таджикистан
Выставка "Дорогие москвичи и гости столицы" в Центре Гиляровского

"Приехав в Москву, я решила, что русская еда — это суши и паста", — признается на записи приезжая девушка Фатима. Это одно из двух десятков интервью с современными мигрантами: от студентов МГУ до министров московского правительства, от продавцов Даниловского рынка до строителей. Для них Москва стала домом, спасением от гражданских конфликтов и нищеты в родных странах, но общество не дает им забыть о статусе приезжего.

"Эти люди, прожившие здесь 30 лет, чьи дети родились и выросли в Москве, — они москвичи или "гости столицы"? Почему мы разрешаем Маяковскому быть москвичом, а, например, Асад с Даниловского рынка, который приехал сюда в 1990 году, знает всех своих покупателей (и они приезжают к нему в гости в Азербайджан), не имеет такого статуса?"

Организаторы выставки уверены: отношение к приезжим в современной Москве напрямую зависит от их рода деятельности.

"Конечно, строитель-таджик воспринимается в нашем обществе по-другому, нежели Тимур из Таджикистана, занимающий высокий пост в руководстве метрополитена. Или оперный певец Эльчин Азизов — народный артист Азербайджана и солист Большого театра. Он представляет на мировой сцене Россию, считает Большой театр своим домом, хотя вырос в Баку", — заключает Полина Жураковская.

Лента новостей
0