ДУШАНБЕ, 27 фев – Sputnik, Дмитрий Матвеев. На юго-востоке Таджикистана располагается Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО). Проживающие на этой территории таджики немного отличаются от жителей других районов республики. Памирцы не только говорят на другом диалекте таджикского языка и исповедуют иную форму ислама, но даже одеваются иначе.
Sputnik Таджикистан встретился с выходцем из ГАБО Нурулло Джумахоновым, проживающим в Санкт-Петербурге, и узнал его историю.
Нурулло родился в 1997 году в селении Дашт (переводится как "равнина" или "предгорье") Ишкашимского района Горно-Бадахшанской области, на самой границе с Афганистаном. Его отец в 1999 году переехал в Россию на заработки. Он трудился разнорабочим в одном из торговых центров Санкт-Петербурга. В 2002 году вслед за главой семейства переехала мама, а в 2004 году — и сам Нурулло со старшим братом.
В школу уроженец Таджикистана пошел именно в Петербурге. Он поступил в первый класс школы на Ленинском проспекте, которая обучала детей по так называемой вальдорфской системе.
Вальдорфская педагогика — это альтернативное направление в образовании, основанное на учении австрийского философа, основоположника антропософии Рудольфа Штайнера. В такой школе отсутствуют учебники и оценки, она не признает общеобразовательную систему.
Именно вследствие альтернативности этой педагогической системы Нурулло пришлось отучиться в первом классе два раза. После года обучения по вальдорфской системе он поступил уже в общеобразовательное учреждение, став учеником первого класса школы №503 Кировского района. После окончания девяти классов Нурулло поступил в колледж водных ресурсов, получив образование электромонтажника.
"Шесть лет назад мой отец подал документы на гражданство. Сейчас идет последняя стадия этой тяжелой процедуры. В апреле уже должны огласить решение. А потом и я буду подавать документы", — говорит Нурулло.
По его словам, жителей Горного Бадахшана в Таджикистане некоторые считают представителями иной национальности.
"У нас даже язык абсолютно другой. В той области, где я родился, говорят на ишкашимском и рынском языках. А в тех районах Горного Бадахшана, которые расположены на территории Афганистана, говорят на ваханском языке", — пояснил Нурулло.
Молодой человек пояснил, что сами уроженцы таджикской части Горного Бадахшана называют себя именно памирцами ("помири").
"Бадахшанцами называют афганцев из провинции Бадахшан, там проживают наши братья, но это именно часть Афганистана, а не Таджикистана. Это очень тонкий момент", — пояснил Нурулло.
Как сказал собеседник, и в местных языках и диалектах тоже легко запутаться. Вместе с таджикским, дари и фарси они относятся к иранским языкам. Но в то же время существенно различаются.
"Что касается заимствований из тюркских языков — например, узбекского или уйгурского — то у нас их нет", — добавил Нурулло.
Вторым отличием народов Горного Бадахшана от остального населения Таджикистана, по словам студента, оказалась форма ислама. Подавляющее большинство памирцев являются шиитами-исмаилитами.
Ислам можно условно разделить на две крупные ветви — суннитов и шиитов. Первых в мире около 80%, а вторых, по разным оценкам, от 10% до 20%. Различаются они подходом к преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда (Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 49 почитаемых имамов.
Исмаилиты — это одна из ветвей ислама шиитского толка. До принятия ислама они были зороастрийцами и буддистами. В Горный Бадашхан исмаилизм в XI веке принес проповедник, философ и поэт Насир Хосров. Главой исмаилитов считается Ага-Хан — имам назаритов, самой крупной исмаилитской общины.
Общины исмаилитов разбросаны по всему миру, а самая крупная проживает в Канаде. Нынешним имамом исмаилитов является мультимиллионер и меценат Карим Ага-Хан IV. Это 49-й по счету имам назаритов.
"По нашим представлениям, не обязательно, допустим, убивать барана во время религиозного праздника. Можно вместо этого просто пожертвовать какие-то средства. Имам призывает нас учиться и уважать чужую культуру. Мы должны прислушиваться к его наставлениям. Он призывает нас учить английский язык, потому что это поможет в будущем. Но при этом мы не должны открыто рассказывать про нашу религию и пропагандировать ее", — говорит Нурулло.
Он также добавил, что жители Горного Бадахшана отличаются от остальных районов Таджикистана национальной одеждой и манерой обустраивать жилище.
"У таджиков тюбетейка черная с белым, а у бадахшанцев — разноцветная. Даже орнамент ("шерози") на головном уборе отличается", — объяснил он.
Планировка дома проживающих в Горном Бадахшане людей тоже отличается от стандартной.
"При строительстве дома отталкиваются от условных пяти столпов, символически означающих семью пророка Мухаммеда — самого пророка, его зятя Хазрати Али, дочери Фатимы и их сыновей Хасана и Хусейна. Дом делится на мужскую и женскую части. На потолке присутствует так называемая чорхона (четыре дома — ред.), обозначающая четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь", — рассказал Нурулло.
В ближайшем будущем Нурулло Джумахонов планирует получать высшее спортивное образование. Он хочет поступить на заочное отделение в Южно-Уральский государственный университет в Челябинске. Жить при этом Нурулло намерен в Москве, посещая вуз только во время сессии. Молодой человек мечтает работать спортивным тренером.
Необходимый базис для поступления в университет у Нурулло есть. Он активно занимается футболом, играя на позиции вратаря. В 2016 году он даже ездил на международный турнир "Юбилейные игры" в Дубай.
Этот турнир устроил и спонсировал тот самый Ага-Хан IV, а участвовали в нем общины исмаилитов из разных стран. Команда Нурулло заняла на турнире почетное третье место, обыграв в матче за бронзовые медали Пакистан. А победителями оказались участники из Канады, взявшие верх над исмаилитами из Таджикистана.