ДУШАНБЕ, 5 янв — Sputnik. Первый пилотный автобусный рейс между Узбекистаном и Казахстаном по междугороднему маршруту Ташкент-Чимкент запущен в пятницу утром с автовокзала в столице Узбекистана, сообщил представитель Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта.
С середины 90-х годов автобусное сообщение между Узбекистаном и Казахстаном отсутствовало.
"Сегодня выполнен первый пилотный автобусный рейс с участием делегации Узбекистана. А с 8 января будут запущены регулярные ежедневные рейсы", — уточнил собеседник РИА Новости.
Рейсы будут организованы в ежедневном режиме с интервалом в один час, без технических остановок. Общая протяженность маршрута составит 145,2 километра, время в пути — три с половиной часа. Пассажиры будут в приоритетном порядке проходить границу через контрольно-пропускной пункт "Гишт Куприк" / "Жибек Жолы".
Маршрут будут обслуживать по 20 междугородних автобусов узбекистанских и казахстанских перевозчиков.
Представитель агентства сообщил, что в перспективе автобусное пассажирское сообщение должно связать крупные города Казахстана с туристическими центрами в Узбекистане, прежде всего, с Самаркандом и Бухарой.
В марте 2017 года правительства двух стран подписали протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение о международном автомобильном сообщении, предусматривающие организацию регулярных автобусных маршрутов. В частности, каждому перевозчику будет предоставляться право работать в течение пяти лет на определенном маршруте между крупными городами двух стран. Документ выступил в силу 17 ноября.
В течение 2017 года Узбекистан и Казахстан активизировали сотрудничество в транспортной сфере. В частности, в марте было запущено прямое железнодорожное пассажирское сообщение по маршруту Алма-Ата — Ташкент. В ноябре авиарейсы между Ташкентом и Алма-Атой стали доступными в ежедневном режиме, а между столицами двух государств — четыре раза в неделю. В июле был введен в эксплуатацию казахстанский участок автодороги М-39, связывающей Ташкент с Самаркандом. Автодорога М-39, проходящая через Мактааральский район Казахстана, была закрыта в 2006 году.
С точки зрения развития межгосударственных отношений — это крайне важный и перспективный проект, так как регулярное сообщение между странами отсутствовало с середины 90-х годов прошлого века. Но вот насколько он станет коммерчески успешным и востребованным, и главное, стоило ли так торопиться, решили разобраться корреспонденты Sputnik Узбекистан.
Первое, что бросилось в глаза при отправке автобуса в Казахстан — некая недосказанность в вопросе числа планируемых рейсов. Представитель узбекской стороны, заявил, что ежедневно, начиная с 8 января, будет осуществляться 15 рейсов. Затем выяснилось, что в понедельник их будет всего лишь три. А дальше как пойдет, все зависит от спроса у жителей двух стран.
При этом ранее Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта заявляло, что регулярные рейсы будут осуществляться ежедневно с 6:00 до 20:00 с периодичностью в один час.
Чтобы поехать в понедельник из Ташкента в Шымкент и обратно, придется потратить 160 тысяч сумов. На перекладных поездка в оба конца может обойтись в разы дешевле. Конечно, у автобуса есть свои преимущества — комфорт, кондиционер, проход без очереди через границу.
Однако будут ли переплачивать за это пассажиры?! Скорее всего, вряд ли, ведь основной спрос на эти поездки должны сформировать узбекистанцы, готовые ехать в Шымкент за дешевой одеждой и другими товарами. Можно предположить, что они не будут переплачивать за три с половиной часа пути.