ДУШАНБЕ, 16 янв — Sputnik, Андрей Захватов. Статистика трагических ДТП в Таджикистане порой напрямую связана с погодными условиями.
Так, январь 2018 год также начался с печальных новостей: на горном участке дороги Душанбе — Хорог в результате камнепада погиб один человек и еще трое получили ранения.
Камнепады и лавины происходят довольно часто, это зависит от высоты снежного покрова и температуры воздуха: в результате резкого ночного похолодания вода, скопившаяся в трещинах горных пород, замерзает и дробит скалы.
Прошлой зимой с октября 2016 по февраль 2017 года снежный покров в горах Таджикистана примерно в 2 раза превысил среднюю величину, и лавины с камнепадами наделали много бед — под лавинами погибли 7 человек.
"Голубой берег" — дорога смерти
Но пик безвозвратных потерь от камнепадов и лавин в Таджикистане пришелся на середину прошлого века, когда из-за обильных снегопадов высота снежного покрова в течение нескольких лет подряд достигала 2-х и более метров, а дороги к горным кишлакам нечем было расчищать. Запертые снежными заносами, жители кишлаков Гармской группы районов были вынуждены в буквальном смысле бороться за выживание, экономя на питании и надеясь на то, что в экстренных случаях без помощи врачей "авось пронесет".
В начале 1960-х годов в Комсомолабадском районе РТ (ныне Нурабадский район) даже шутили, что из-за зимних снегопадов жителям невозможно работать и в августе-сентябре в районной больнице фиксировался всплеск рождаемости.
Непредсказуемостьсхода лавин и камнепадов до настоящего времени сохраняется на трассах, связывающих районные центры и кишлаки Горного Бадахшана.
Наибольшую опасностьв 1950-60-е годы представлял собой трехкилометровый участок дороги от кишлака Чорсада до райцентра Комсомолабад (ныне Нурабад), получивший название "Голубой берег". Автомобили двигались на этом участке по трассе, проложенной в нескольких десятках метров вдоль правого берега реки Вахш на "живых" каменистых осыпях, с которых практически круглогодично, едва ли не каждый час, на дорожное полотно сходили зимой лавины, а в теплое время года падали глыбы камней.
Достоверно известно, что в 60-70-е годы бульдозеристы на тракторах Т-100, расчищавшие "Голубой берег" много раз сами попадали под камнепад, а их среднемесячный заработок (включая сборы водителей и пассажиров) достигал немыслимой величины 1-1,5 тысячи рублей.
Сложно сказать, сколько автомобилей и дорожной техники лежит на дне Вахша и скольких людей не пощадила стихия — более-менее точные цифры можно назвать, лишь потрудившись в архивах республиканского ГАИ.
Счет утраченной техники в те годы шел на десятки, а самым известным трагическим случаем стала гибель в конце 60-х годов под камнепадом главы районного Исполкома. При схожих обстоятельствах в сильный дождь и камнепад в 20 километрах восточнее Душанбе двумя годами позже погиб сын дважды Героя Социалистического Труда Карима Исмаилова.
От аварий спасают туннели
За 26 лет независимости за счет зарубежных (в основном китайских) инвестиций и средств республиканского бюджета в Таджикистане было реконструировано более 2 тысяч километров, построено более 700 километров дорог и около 150 мостов. В октябре 2015 года президент Эмомали Рахмон, сев за руль автомобиля, лично проинспектировал реконструированную автодорогу Айни — Пенджикент и дал дорожным строителям высокую оценку.
Построенные Китаем и Ираном четыре автодорожных туннеля — "Озоди" под перевалом Шаршар, "Истиклол" под Анзобским перевалом, "Шахристан" под Шахристанским перевалом и "Чормагзак" на участке автодороги Вахдат — Нурек, обошлись инвесторам более чем в 200 миллионов долларов и существенно снизили ежегодные потери республики.
Несмотря на высокие затраты на проходку тоннелей, все построенные объекты окупаются, и наибольший экономический эффект зафиксирован от эксплуатации тоннеля "Истиклол", по которому с Фан-Ягнобского угольного месторождения в долине реки Зеравшан круглые сутки поставляется уголь на Душанбинскую ТЭЦ-2.
Как предотвратить жертвы
К 2018 году число ДТП, причинами которых были лавины и камнепады, на трассах Таджикистана уменьшились в разы. Тем не менее говорить о ликвидации угрозы схождения лавин и камнепадов на автодорогах республики пока преждевременно.
Наблюдение за состоянием снежного покрова ведет противолавинная служба Комитета по чрезвычайным ситуациям, оснащенная артиллерийскими орудиями для обстрела лавиноопасных участков и безопасного схода лавин. Но наибольшую круглогодичную защиту автотранспорту и пассажирам в Таджикистане могли бы дать противолавинные сооружения: железобетонные тоннели, галереи и козырьки. Опыт строительства таких объектов был приобретен еще в советские годы на автодороге от столицы Кыргызстана до озера Иссык-Куль, а также на Кавказе и на острове Сахалин.
По расчетам экспертов, заметно повысить уровень защиты автодорог и населенных пунктов в Таджикистане от камнепадов и лавин могла бы высадка на горных склонах хвойных деревьев. Лес закрепляет горные склоны, защищает грунт от размывов и переводит излишние поверхностные стоки в подземные воды, попутно сохраняя их чистыми в родниках, реках и озерах.
Учитывая, что за последние 25 лет в связи с гражданской войной и нехваткой топлива площадь горных лесов в Таджикистане резко сократилась, эксперты обращают внимание на два пути, которые могли бы улучшить ситуацию.
Первый — изучение предложений законодателей Узбекистана, согласно которому часть площадей горных лесов передается в долгосрочную (на 49 лет) аренду местному населению при условии участия жителей кишлаков в восстановлении леса. Получив стимул и возможность продавать дары леса как свою продукцию жители кишлаков были бы заинтересованы в проведении работ по высадке саженцев, а за государственными органами сохранялись бы функции надзора и мониторинга за этим процессом.
Второй путь — применение эффективных зарубежных технологий. Так, в европейских странах, в частности, в Швейцарии, защитой от лавинной опасности занимается накопившая большой опыт Лесная служба Швейцарии. Масштаб восстановления швейцарских горных лесов поражает воображение: в XX веке на горных склонах было вручную высажено 300 миллионов саженцев лиственных и хвойных пород.
Израильтяне охотно рассказывают о "секрете" своей технологии разведения лесов, которую у них уже переняли коллеги из Казахстана. Саженец дерева помещается в плодородную почву в квадратный пластиковый короб (или чехол) размером примерно 15 на 15 сантиметров и высотой полметра. Внешняя поверхность короба белая, внутренняя черная. Саженец в таком чехле прикапывают в неглубокую ямку, а сам короб возвышается над землей. Днем солнце нагревает чехол, а появившийся ночью на внутренней поверхности водяной конденсат стекает вниз. Этой влаги хватает до тех пор, пока корневая система не достигнет влажных слоев почвы. Обычно дерево, которое "поливает" само себя, укореняется за 5 — 7 лет.
Ежегодно в зимний период на горных автомобильных трассах Таджикистана фиксируется лавиноопасная ситуация. Комитет по чрезвычайным ситуациям (КЧС) заблаговременно уведомляет жителей республики об опасностях на трассах и выдает рекомендации, как вести себя на горных трассах, чего избегать и к чему быть готовыми.