ДУШАНБЕ, 26 янв — Sputnik, Гарсия Рубен. Запрет на ввоз в страну старых автомобилей может положительно сказаться на экологии, но едва ли понравится рядовым гражданам.
Напомним, в минувший четверг 25 февраля, Саидусмон Судуров, глава отдела по защите атмосферного воздуха Комитета по защите окружающей среды сообщил о новой инициативе правительства в сфере экологии и транспорта.
Власти предлагают запретить ввоз в страну автотранспортных средств, выпущенных ранее 2005 года. Запрет должен вступить в силу всего через несколько месяцев, с 1 апреля текущего года.
Если верить Судурову, автомобильные выбросы составляют от 50 до 150 сантиметров то есть напрямую вдыхаются людьми, нанося немалый вред их здоровью.
И в этом смысле правительство Таджикистана вполне соответствует экологической тенденции последнего десятилетия, когда во многих странах на законодательном уровне пытаются минимизировать последствия от выброса выхлопных газов.
"Если на новых машинах сейчас стоят каталитические очистители, то старая машина с изношенным двигателем намного больше загрязняет атмосферу. Так что логика властей здесь вполне понятна", — отмечает руководитель лаборатории "Экология жизненного пространства" Антон Ястребцев.
По его мнению, это особенно заметно в крупных городах. Он ссылается на российский, когда власти в течение многих лет планомерно ужесточали требования к стандартам экологичности автомобилей.
А в 2017 году правительство РФ внесло поправки в правила дорожного движения, где много говорилось об электромобилях, гибридах и "зоне с ограничением экологического класса механических транспортных средств".
В итоге за последние 10 лет старые авто, где из выхлопной трубы фактически валил черный дым, стали восприниматься многими автомобилистами как нечто из ряда вон выходящее. Особенно это касается плотного трафика на московских дорогах.
"Раньше если мы стояли в пробке, то неизбежно чувствовали угар от выхлопа старых коптящих автомобилей, чьи владельцы не следят за состоянием мотора, либо не меняют масло. Сейчас появление такой машины взывает недоумение", — подчеркивает Антон Ястребцев.
Есть еще один повод для запрета автомобилей старше 13 лет — отсутствие внятной программы по утилизации старых машин.
В страну попадает по сравнительно низкой цене множество отслуживших свое транспортных средств. Которые, даже при хорошем обслуживании, остаются на ходу еще 5-7 лет, а дальше ржавеют во дворах и на пустырях, что тоже не лучшим образом сказывается на экологии.
С защитой окружающей среды все более-менее понятно. Однако стоит отметить, что у правительственной инициативы будут вполне очевидные негативные последствия.
"Для экологии это плюс, а вот для населения — минус. Ведь покупка современного, надежного, а значит — дорогого автомобиля и сейчас недоступна для большинства граждан. Люди просто не могут себе этого позволить", — пояснил Sputnik Таджикистан экономист Масъуд Собиров.
По его словам, запрет положительно скажется на состоянии окружающей среды, а вот рынку автомобилей в республике, вероятно, повредит.
Хотя если верить результатам последних научных изысканий, то и с экологичностью новых автомобилей ситуация двоякая.
Так, 2 года назад ученые из российского Дальневосточного федерального университета совместно с европейскими специалистам-токсикологами из Ассоциации Eurotox исследовали несколько тысяч проб твердых частиц выхлопов в крупных городах России, Португалии, Италии, Греции и Румынии.
И пришли к неожиданному и тревожному выводу: новые автомобили наносят почти такой же ущерб здоровью животных и человека, что и старые машины с огромным пробегом и изношенным мотором.
Сейчас научный коллектив продолжает исследования по уровню концентрации выхлопных газов в разных городах и их влиянию на окружающую среду.
В частности, изучается механизм токсического воздействия частиц отработанных газов на культуры разных типов живых клеток. А также собираются пробы с мотоциклов, что особенно актуально для крупных городов Юго-Восточной Азии, где двухколесный транспорт является основным.