Вступление Таджикистана в ЕАЭС: поможет ли визит Жээнбекова определиться

Официальный визит Сооронбая Жээнбекова в Таджикистан может повлиять на решение таджикских властей о вступлении в ЕАЭС, считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лидеры Таджикистана и Кыргызстана Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков в очередной раз подтвердили курс на приоритетное развитие отношений с государствами-соседями через согласование и запуск совместных проектов в сфере экономики. Это тот новый тренд, который поддерживается сегодня всеми главами центральноазиатской пятерки.

Уже завтра, 1 февраля, президент Кыргызской республики посетит Душанбе по приглашению главы Таджикистана. И это будет первый визит Жээнбекова в республику в статусе главы государства — вот почему к нему столь внимательны сегодня СМИ и Таджикистана, и Кыргызстана.

В ходе визита состоятся встречи Жээнбекова с президентом, премьер-министром, а также спикером парламента Таджикистана.

Cемь раз отмерь, один раз отрежь: Таджикистан о присоединении к ЕАЭС

В сообщениях таджикского МИД для СМИ отмечается, что "важной частью переговоров станут вопросы активизации межгосударственных механизмов взаимодействия по самому широкому кругу вопросов, а также делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы".

В свою очередь, заведующая отделом внешней политики Аппарата президента КР Айзада Субакожоева накануне отметила, что на сегодняшний день описано 519 километров границ, а в ходе визита в Таджикистан Жээнбекова будут проведены переговоры по активизации работы по оставшимся участкам границы между двумя государствами. 

Очевидно, что по итогам визита президента КР в Таджикистан стороны подпишут немало итоговых соглашений — не только о демаркации границ, но и по всем жизненно важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон. И ключевой темой договоренностей лидеров двух стран должна стать, повторюсь, экономика.

Все государства Центральной Азии, включая Таджикистан и Кыргызстан, находятся сегодня в стадии смены стратегии экономразвития, и я бы назвал эту стадию "предмодернизационной" — этапом резкой активизации деловых контактов стран региона и их стратегических договоренностей по ключевым направлениям сотрудничества.

Многие эксперты полагают, что одна только координация действий трех государств региона — Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — в энергетической, транспортной и торговой сферах позволит каждому из названных государств сделать серьезный рывок в экономике.

Турсунзода: Таджикистан не спешит в ЕАЭС

Сегодня Центральная Азия сосредотачивается. Цель — экономическая модернизация каждой из стран на базе объединения усилий перед лицом новых вызовов и, прежде всего, прихода в регион Китая, продвигающего здесь свои трансрегиональные транспортные проекты. И Таджикистан, и Кыргызстан нуждаются в выработке согласованного подхода к участию в проекте "Великого шелкового пути".

Жээнбекову есть что предложить соседу помимо транспортных инициатив. В 2017 году объем межстрановой торговли вырос на 29% по сравнению с предыдущим годом. Однако это не соответствует потенциалу таджикско-кыргызского сотрудничества. По мнению Субакожоевой, "Бишкек предложит таджикским бизнесменам обратить внимание на потенциал свободных экономических зон, расположенных на юге Кыргызской республики".

Кыргызстан нацелен на то, чтобы стать своего рода центральноазиатским торгово-транспортным хабом региона не только в формате "Запад-Восток" что предполагает договоренности Бишкека с руководством Узбекистана, но также в формате "Север-Юг", для чего Кыргызстан нуждается в укреплении эксклюзивного партнерства с Таджикистаном. 

Еще одно перспективное, может быть, даже самое перспективное направление сотрудничества двух соседей — реализация совместных работ в сфере энергетики.

Границы, свет и Шелковый путь: зачем Жээнбеков едет в Таджикистан

Предполагается, в частности, что и Сооронбай Жээнбеков в ходе переговоров в Душанбе обсудят ход реализации программы CASA-1000 (Central Asia — South Asia), предусматривающей генерацию электроэнергии в Кыргызстане и Таджикистане на местных ГЭС с ее последующей продажей в соседние страны и, в первую очередь в энергодефицитные Афганистан и Пакистан. 

Напомню, что совместные работы четырех названных выше участников по проекту CASA-1000, общая стоимость которого оценивается в 1,2 миллиарда долларов, продолжаются уже более 10 лет. Однако Камбаратинская ГЭС в Кыргызстане пока не построена. Далеко также до завершения строительства в Таджикистане. Хотя САSА-1000 ориентируется именно на эти станции.

Понятно, что потенциально энергоизбыточный Кыргызстан крайне заинтересован в транзите энергии в Южную Азию, однако к этим планам весьма прохладно относятся в Узбекистане и Туркменистане, где заинтересованы в аналогичных поставках в Пакистан и Афганистан (в том числе — через Таджикистан) энергии со своих тепловых станций. Так что сегодня Таджикистан поставлен перед выбором — на какие инициативы делать ставку: на завтрашние планы гидроэнергетиков Бишкека или же на сегодняшние предложения Ташкента и Ашхабада.

В любом случае для выработки устраивающей всех модели единой центральноазиатской энергетической системы страны региона вынуждены договариваться (уж поскольку Центральная Азия сосредотачивается), а для этого нужен всесторонний диалог.

CASA, TAPI и Один пояс: как Центральная Азия стала центром энергопроектов

И тут, как я полагаю, победят те проекты, которые будут развиваться более динамично, что во многом зависит от того, с кем Душанбе и Бишкек намерены договариваться об инвестициях в энергетический сектор: с Россией, Китаем или какими-то западными компаниями.

Особая тема встречи президентов двух стран в столице Таджикистана — перспективы интеграции Таджикистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является Кыргызская Республика.

Многие эксперты убеждены, что эта тема тоже станет предметом обсуждения на встрече и Жээнбекова. Вопрос — а выгодно ли Бишкеку агитировать за вступление Таджикистана в ЕАЭС?

Так, заместитель директора Института ЕАЭС, экономист Сергей Беляков полагает, что Бишкек заинтересован в том, чтобы первоначально договориться о принципах своих отношений с Душанбе и только потом предлагать Таджикистану партнерство в рамках .

Как бы там ни было, стремление Таджикистана и Кыргызстана реализовать свои модернизационные стратегии на базе приоритетного развития энергетического сектора способствует крайней заинтересованности не только последнего, но и других членов ЕАЭС в вовлечении Таджикистана в ЕАЭС.

А посему не исключено, что визит в Душанбе и подписанные в ходе его визита соглашения с Рахмоном могут ускорить присоединение Таджикистана к ЕАЭС.