ДУШАНБЕ, 16 мая — Sputnik, Вадим Попов. Поток трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию снизился на 3% за первый квартал 2018 года и достиг отметки в 105 тысяч человек.
Между тем бюджет республики на треть формируется за счет денежных переводов семьям мигрантов. Если семейные узы в Таджикистане ослабнут, а в обществе возобладают тенденции, характерные для стран Запада, экономика страны необратимо изменится.
Sputnik Таджикистан проанализировал, как зависит поведение экономически дееспособных граждан Таджикистана от их верности семейным идеалам.
Таджикская семья и современные реалии
Семья является главным катализатором многих экономических процессов, но во всех современных обществах она подвержена давлению со стороны новых условий жизни. Не стал исключением и Таджикистан.
Во всем мире растет число молодых людей, предпочитающих одиночное существование. Для стран Запада этот показатель достигает 40-60%.
Еще 50 лет назад выбор в пользу одиночества ассоциировался с чем-то маргинальным и противоестественным во всех обществах. Традиционная семья была не только чем-то священным, но и конкретным "механизмом" выживания. Трудолюбивая жена или муж были таким же ресурсом, как земельный участок, скот, или домашняя утварь. А наличие детей влияло не только на число ртов, жаждущих хлеба, но и на количество рабочих рук, занятых в хозяйстве с достаточно раннего возраста.
В Таджикистане ответственность за выбор семейной пары для молодых людей традиционно ложилась на старших родственников — родителей жениха и невесты. Удачное решение гарантировало благополучие всего рода, его богатство и социальное положение. Индивидуальные усилия человека вне семьи и рода не могли привести к успеху. Такое устройство характерно для всех аграрных обществ, где большинство занято обрабатыванием земли и ведет крестьянское хозяйство.
Переводная экономика: как мигранты помогают Таджикистану
Индустриальное производство принесло Таджикистану индустриальный тип семьи. Для нее характерно проживание в городах, занятость на производстве и мужчины, и женщины. Если родители и другие родственники остаются жить в сельской местности, это резко сокращает количество детей у пары.
Кроме того, за детьми будут присматривать в специализированных государственных учреждениях — детских садах и яслях. Досуг городских пар сильно отличается от деревенского уклада. Родители вместе с детьми проживают в тесных квартирах, больше времени проводят друг с другом в замкнутом пространстве.
Индустриальный тип семьи распространился во всех республиках СССР, что было вызвано с одной стороны — хозяйственной необходимостью, с другой — новой идеологией и системой управления в обществе. Ответственность за выживание граждан теперь перекладывалась на государство, контролировавшее большую часть экономической активности граждан.
В республиках Центральной Азии новые общественные отношения не вытеснили полностью традиционные. И такое положение вещей можно оценивать как плюс, а не минус таджикского общества. В условиях деиндустриализации, которую переживает так или иначе все постсоветское пространство, традиционные формы организации жизни позволяют сглаживать катастрофические последствия распада советской системы хозяйствования. Но таджикская семья оказалась перед новыми вызовами.
Большая экономика — большие долги: будущее Таджикистана в Центральной Азии
Почему уезжают и возвращаются мигранты Таджикистана
Как граждан других республик СССР, постсоветская экономическая нестабильность вытолкнула жителей Таджикистана на заработки за пределы страны.
Трудовая миграция в Россию стала для многих единственным способом прокормить жен и детей. В новых условиях семья стала двигателем совсем иной экономики, где значительная часть денежных средств привлекается за счет экспорта рабочей силы. Такое положение вещей буквально обезлюдело Таджикистан. В настоящий момент миграция становится тормозом для развития республики, поскольку значительная часть трудоспособных граждан в погоне за большими заработками уезжает из страны. Но это не единственная проблема.
Брак VS развод: что выбирают пары в Таджикистане
Трудовые мигранты большую часть времени проводят в реалиях иной культуры. В России, где ежегодно находится почти миллион граждан Таджикистана, социальные процессы протекают не так, как на их родине. Российское общество в большей степени подвержено процессам распада традиционных институтов. Значительное число россиян не спешат заводить семьи, предпочитая путь одиночек. Да и отношения со старшими родственниками строятся на основе меньшей зависимости, чем это принято в Таджикистане. Это особенно характерно для городов, привлекающих трудовых мигрантов.
Кроме того, молодые люди из Таджикистана, находясь вдали от родных, привыкают к самостоятельности. Значительную часть заработка они оставляют себе, привыкая тратить деньги только на свои нужды. Такой образ жизни привлекает все большее число таджиков. Многие из них не спешат возвращаться в свою страну.
Изменился и состав трудовой миграции. Если раньше на заработки отправлялись люди семейные, то в последнее время мигрантами становятся совсем молодые люди, еще не успевшие обзавестись женой и детьми. Многие из них стараются найти себе пару в России.
Отдельной проблемой стали разводы мигрантов. Мужчины находят себе других спутниц, находясь на заработках. А для жен, остающихся в Таджикистане, длительное отсутствие мужа становится настоящим испытанием. Эти процессы существенно влияют на институт семьи в республике.
Фактор семьи в структуре экономики Таджикистана
Денежные переводы мигрантов на родину — важный пункт экономики Таджикистана. В 2017-м в бюджет страны поступило почти 2,5 миллиарда долларов, все эти деньги заработали мигранты. Эта сумма составляет около 30% от валового национального продукта республики.
"Благодаря работе соотечественников за рубежом с 1999-го по 2017-й уровень бедности в Таджикистане снизился в два с половиной раза: с 80% до 30%. Эти темпы сокращения бедности одни из самых быстрых в мире", — рассказал директор Таджикского научно-исследовательского центра "Шарк" Музаффар Олимов.
Именно связь трудовых мигрантов с родственниками создает такой поток денежных средств в экономику республики. Если бы таджики не имели столетиями формируемой ответственности перед родителями, женами и детьми, объем поступающих в Таджикистан средств был бы несравнимо меньшим.
Однако зависимость экономики государства от мигрантов тормозит промышленность. Поступающие от "работников-гастролеров" деньги тратятся в Таджикистане на базовые нужды: продукты, плату за квартиру, одежду. Переводы денежных средств превосходят по своим объемам возможности эмиссионной политики государства. Это значит, что они влияют на структуру предложения денег и потребления на рынке. Именно цены на товары первой необходимости подвержены росту по причине повышенного спроса.
Поскольку низкий уровень доходов в пересчете на одного члена семьи заставляет пускаться мужчин и женщин в трудовую миграцию, последующие траты именно таких семей повышают спрос на товары первой необходимости за счет "переводных" денег. Это, в свою очередь, заставляет власти административным давлением сдерживать уровень цен. В конечном итоге наблюдается диспропорция по уровню доходов между семьями, где есть трудовые мигранты и без таковых.
Одной из отличительных черт семейного человека является определенный уровень потребностей и гражданского самоощущения. Женатые пары формируют повышенный спрос на социально ориентированную политику государства. Так, граждане, имеющие детей, заинтересованы в большом количестве разных благ: им нужны детские сады, школы, детские больницы, площадки для отдыха и многое другое. Институт материнства также предполагает большое количество сопутствующих благ, главным из которых является дорогостоящая медицина. И так далее.
Лисоволик: Таджикистан должен найти внутренние источники роста экономики
Кроме того, семейные люди совсем иначе относятся к будущему своей страны, они менее мобильны, склонны больше связывать свою жизнь с родными местами. Эти граждане заинтересованы в благосостоянии и процветании городов и государства. На человека, имеющего семью, сложнее оказывать давление, о его судьбе всегда есть кому похлопотать. Он больше заинтересован в поддержании правопорядка. Можно сказать, что семья требует государственной опеки, но она же и оказывает давление на государственную власть, если жизнь в стране не устроена должным образом.
В Таджикистане правительство проявляет заботу о семейных ценностях. Для многих является примером семья главы государства Эмомали Рахмона. Кроме того, существуют общественные организации, которые следят за происходящим в этой сфере. Но сохранится ли у молодого поколения уважение к семейным ценностям или привычный уклад подвергнется трансформации в Таджикистане, зависит от многих факторов, в немалой степени от личного выбора каждого человека.