Дороги, реклама и документы: три главные проблемы туризма в Таджикистане

Дорогая логистика и трудности с въездными документами мешают Таджикистану сделать туризм постоянным источником доходов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 9 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Текущий 2018-й год объявлен в Таджикистане Годом туризма — правительство республики надеется превратить интерес к стране иностранных путешественников в средство пополнения казны.

Из каких стран туристы едут в Таджикистан

У туризма в Таджикистане действительно огромный потенциал.
Пригодный для поездок и путешествий сезон здесь длится плюс-минус полгода, с апреля по сентябрь. В это время в республику со всего света приезжают люди, для которых местный восточный колорит и впечатляющий горный пейзаж — невиданная экзотика.
Раньше главными гостями в Таджикистане были в основном немцы и французы, но в последние 4-5 лет все чаще в гостиницах Душанбе и других городов можно встретить граждан США и Канады, а также туристов из стран Восточной и Южной Европы.
Госдеп рекомендовал американским туристам посетить Таджикистан
"У нас солнечная страна, удивительной красоты горы, необычные маршруты для путешествий. Это привлекает гостей из-за рубежа, которые требуют экотуризма и нетронутую природу. А этого у нас много", — пояснил Sputnik Таджикистан глава компании "Рохат Тур" Умед Абдурахмонов.
Правительство, отлично понимая всю ценность подобного имиджа, старается использовать его по максимуму и наполнить бюджет за счет зарубежных путешественников.
Но при этом у туризма в республике есть и определенные проблемы, мешающие отрасли развернуться на полную.

Высокая стоимость поездки в Таджикистан

Первая, и пожалуй, самая главная проблема для туристов — большие затраты на дорогу.
В середине сентября, когда в республике идеальная погода для путешествий, самые бюджетные билеты туда-обратно из Берлина в Душанбе обойдутся почти в 6 000 сомони, из Москвы в Душанбе — 3 700 (около 400 долларов).
Турист: Таджикистан превзошел все мои самые дикие ожидания
Для сравнения — билеты на эти же даты в Ташкент, расстояние до которого сопоставимо с Душанбе, обойдутся в 5 300 и 2 600 сомони, соответственно.
В Таджикистане всего две крупные национальные авиакомпании — частная "Сомон Эйр" и государственная "Таджик Эйр", что само по себе не способствует высокой конкуренции и гибкой ценовой политике.
Кроме того, большинство аэропортов, куда регулярно летают международные рейсы, расположены в равнинной части Таджикистана, откуда легко можно попасть только в Фанские горы, если речь идет о трекинге и пешем туризме.
Те же, кто собрался на Памир в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО), столкнутся с еще одной проблемой — высокой стоимостью поездок по стране. Люди, решившие взять машину с водителем, могут быть неприятно удивлены стоимостью поездки.
Но таджикских шоферов тяжело упрекнуть в жадности, у высокой цены объективные причины. В Таджикистане только экспортное топливо, которое дорого обходится обывателю, даже экономичный газ. Да и амортизация на грунтовых дорогах в горных районах укорачивает срок службы автомобиля, что не может не влиять на цену.

Недостаточная реклама Таджикистана за рубежом

Таджикистан как подходящее место для туризма, пока не так известен за границей.
Но проблему пиара на уровне государства решить несложно — это вопрос вложенных денег и хорошего режиссера.
Исамутдинов: для развития туризма в Таджикистане реклама важнее инфраструктуры
В Душанбе открылся первый центр туристической информации
Взять для примера соседей по региону, где профильное ведомство сняло зрелищный рекламный ролик, который пару месяцев крутили по международным европейским каналам. После него у зрителя возникало стойкое желание пойти купить билет на ближайший рейс до Бухары или Алматы.
Таджикские власти пытаются решить проблему по-своему. Так, недавно созданный Комитет по развитию туризма помогает туроператорам с информационной поддержкой и представительством за рубежом.
Однако этих усилий пока недостаточно. В марте на московской международной выставке индустрии туризма Таджикистан был представлен всего одним небольшим стендом: несмотря на активную поддержку Комитета по туризму, участие в выставке все-таки было личной инициативой туроператоров и оплачивалось по большей части из их собственного кармана.

Проблемы с оформлением документов

Спецпроект Sputnik "Увидеть Таджикистан и влюбиться"
В прошлом году власти запустили систему электронных виз, которая должна упростить получение въездных документов для иностранцев.
Однако главной проблемой для туристов остается регистрация.
Часто иностранцев даже не предупреждают о необходимости зарегистрироваться по прибытии. И в итоге, покидая Таджикистан, они получают не только приятные воспоминания, но и солидный штраф и проблемы на таможне.
А если турист из дальнего зарубежья самостоятельно, без помощи местных или хотя бы русскоговорящих, решит оформить необходимые документы, ему придется вдвойне непросто.
Иностранец обнаружит, что большинство таджикистанских чиновников не знают английский язык и не могут ему помочь, даже если хотят.
Недавно Sputnik Таджикистан писал о Тиме Маннузза, американце из Миннесоты, который в 2015 году объехал всю Центральную Азию, а сейчас пешком проходит весь маршрут Шелкового пути.
Меня потрясли горы Таджикистана: американец мечтает вернуться в РТ
Дочь Назарбаева предлагает Узбекистану создать азиатский вариант "шенгена"
Так вот ему, за пару недель исколесившему страну от Душанбе до Мургаба, очень понравилось гостеприимство местных жителей и очень расстроило то, что для регистрации в столице ему пришлось обращаться за помощью к знакомому таксисту.
И все же, несмотря на все проблемы и недочеты в сфере туризма, таджикскому правительству удалось добиться своего: в 2017 году Таджикистан посетили 431 000 туристов, что на 25,5% больше по сравнению с 2016-м.
А недавно в Германии территорию высокогорного Бадахшана признали одним из ста лучших направлений для туризма.