ДУШАНБЕ, 14 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Таджикистан хочет получить место в Совете Безопасности ООН. Об этом представители республики заявили на недавнем саммите глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в Циндао.
Членство Таджикистана непостоянноеи, конечно, страна не будет обладать правом вето в решении международных споров и вопросов. Скорее, у дипломатов Таджикистана будут консультативно-наблюдательные функции.
И тем не менее сама по себе возможность попасть в Совбез — большой успех для таджикистанских дипломатов.
"Откровенно говоря, Центральная Азия для значительной части мирового сообщества это малоизвестный регион. Большинство внешних наблюдателей до сих пор воспринимают ЦА как глубокую периферию, некий однородный регион, лежащий где-то в глубинах континента", — полагает глава отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
По его мнению, членство в Совбезе перспективно с точки зрения большей узнаваемости Таджикистана и укрепления имиджа государства, своего рода поднятия национального флага над трибуной ООН.
Какие вопросы поднял Рахмон в своем выступлении на саммите ШОС
Что касается конкретных преимуществ для Таджикистана, то это возможность влиять на горячие региональные вопросы. Главный из которых — террористическая угроза по другую стороны реки Пяндж.
"Власти могут привлечь внимание к проблемам региона и республики в целом, чем воспользовался соседний Казахстан за свой недолгий срок непостоянного членства — в частности, вернуться к обсуждению тупиковой ситуации в Афганистане, в выходе из которой Душанбе давно заинтересован", — отмечает Грозин.
Кроме того, членство в Совбезе ООН отличная возможность для президента Таджикистана Эмомали Рахмона в очередной раз напомнить о своем главном экологическом детище, десятилетии "Вода для устойчивого развития", комплексе мероприятий по обеспечению доступа к чистой питьевой воде в развивающихся странах.
"Все любят обсуждать экологию, это тренд нашего времени. Таджикистану в этом смысле — карты в руки. И такое привлечение внимания нередко имеет конкретные экономические последствия. К стране, которая заявляет о себе как о регуляторе мировых проблем, инвесторы относятся гораздо более благосклонно", — полагает Андрей Грозин.
Грозит ли Таджикистану долговая яма: зачем Китай кредитует Центральную Азию
Иначе оценивает перспективы республики эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. По его мнению, главные преимущества от временного членства в Совбезе исключительно имиджевые.
"Я не думаю, что новый статус поможет официальному Душанбе добиться какого-то рывка в решении насущных задач, даже тех, что лично обозначил президент. К афганской проблеме и так привлечено достаточно внимания, и вряд ли Таджикистан перебьёт повестку западных государств, которые уже там находятся", — полагает Серенко.
Эксперт считает, что членство в Совете (а Таджикистан, скорее всего, его получит) будет использовано администрацией президента как дополнительного аргумента о правильности внутри- и внешнеполитического курса Эмомали Рахмона и будет рассматриваться как личный проект и успех национального лидера.
"Престиж — это максимум, что можно выжать из краткого председательства в Совбезе ООН, когда оно случится", — прокомментировал Серенко Sputnik Таджикистан.
Напомним, Совет Безопасности постоянно действующий орган ООН, чья задача поддержание международного мира и безопасности и урегулирования конфликтов между государствами. Совет уполномочен "расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор".
Чем Таджикистан и другие страны СНГ могут помочь Сирии
Постоянными членами Совбеза являются Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Каждая из этих стран обладает правом вето, позволяющим отвергать любой проект резолюции ООН, вне зависимости от уровня поддержки.