Автобус, полный артистов
Из Москвы автобус на "Этномир" отправляется от станции "Саларьево" — одной из самых окраинных в столице, но ближайшей к Калуге. Пока мы ждем автобуса – знакомлюсь с Фахриддином Фазлиевым из Таджикистана. Этот скромный на вид человек в пролетарской бейсболке оказывается известным в республике певцом, бывшим артистом Таджикского государственного театра оперы и балета имени Садриддина Айни.
Фахриддин рассказывает, что в Москву он переехал в начале 2018 года, работает на складе кладовщиком. В Москве его никто пока не знает.
Таджикские артисты представят национальную культуру на фестивале "Этномир"
Регалии и почетные звания имеет не только Фахриддин Фазлиев — наш автобус фактически заполнен заслуженными и просто знаменитыми артистами Республики Таджикистан.
Знакомлюсь с председателем Таджикского культурного центра Хуршедой Хамракуловой. Она представляет мне участников концерта.
Женщина с горделивой статью оперной дивы оказывается заслуженной артисткой республики Таджикистан, замечательной скрипачкой Нохид Зейналпур.
Доллер Исмакилло – лауреат международных конкурсов.
Замечательный танцор Фарход Джомахмодзода едет один, хотя вообще-то он руководит танцевальным дуэтом "Гульчин".
Прекрасный певец Шахзод Хакимов будет исполнять песни великого Курматулло Курбонова, убитого во время гражданской войны.
Встреча с земляком
"Этномир" представляет собой раскинувшийся на большой площади гостинично-парковый комплекс. Главное его здание производит несколько сюрреалистическое впечатление. Кажется, что сюда аккуратно втиснут весь мир: в одной из комнат вам предлагают выпить кофе по-восточному, в другой — примерить ковбойскую шляпу и сфотографироваться в костюме индейского вождя. Китай, Индия, Восток и Запад – все рядом, все под рукой.
Неожиданно таджикские артисты встречают земляка. В главном коридоре стоит стол, посвященный Таджикистану. На столе разложены предметы национального прикладного искусства – вышивки, кинжалы, сувениры из рогов архара, памирские самоцветы. На видном месте тюбетейки из всех регионов республики – памирские, бадахшанские, кулябские, согдийские.
Человека за столом зовут Фатхеддин Насимов, и он искренне рад тому, что сегодня будут выступать земляки.
С корабля на бал
Артисты попадают фактически с корабля на бал. То есть из автобуса – практически сразу на собственное выступление. По пути автотранспорт немного постоял в обычной подмосковной пробке, и теперь до концерта остается около двадцати минут.
Но преображаются артисты очень быстро. Скрипачка Нохид Зейналпур выглядит, как настоящая королева. А певец Фахриддин Фазлиев преображается в импозантного мужчину, похожего на Фрэнка Синатру в лучшие годы.
Концерт проходит зажигательно. Дает огня Нохид Зейналпур. Она играет так артистично и с такой благородной страстью, что кажется, будто со смычка рассыпаются искры. Очаровывает публику Фахриддин Фазлиев. Публика танцует восточные танцы.
Ведущая концерта Хуршеда Хамракулова произносит со сцены хорошие и правильные слова. Она говорит, что недавно было 22 июня – роковой день для бывшего СССР. Она говорит о трехста тысячах таджиков, ушедших защищать свою родину в годы войны. Потом вдохновенно читает Сергея Есенина. На сцену выходит бард Игорь Гольдин – большой друг Таджикского культурного центра, участник многих концертов. Он исполняет собственные песни на стихи Сергея Есенина. Публика хлопает. Потому что в Таджикистане Есенин – тоже как родной. В республике его любят не меньше, чем Омара Хайяма в России.
Отзвучали финальные аплодисменты, но выступления артистов не закончены. В дни фестиваля в "Этномире" должно произойти большое событие – открытие Музея Узбекистана. По этому случаю будет проведен еще один концерт. И узбеки по-добрососедски приглашают таджикских артистов выступить на нем.
Забегая вперед, скажу, что этот концерт прошел фактически при аншлаге, таджикских артистов оказалось больше, чем узбекских. Но и тех и других благодарная публика искупала в овациях.
Дорога в большое будущее
Ближе к вечеру уставшие артисты отправляются в гримерку – менять сценические костюмы на обычную одежду. Впрочем, работа закончена не для всех из них.
Танцор Фарход Джомахмодзода снова выходит на сцену. Он проводит мастер-классы по восточным танцам для детворы. Желающих оказывается немало. Дети в восторге повторяют плавные движения танцора.
Вечером представители администрации "Этномира" благодарят таджикских артистов. "Вы нам очень понравились, — говорят. – Пригласим вас еще. В принципе, фестивали у нас проходят часто".
Но это, понятно, еще неофициально. Пока перед таджикскими артистами в большой России лишь приоткрылась дверь, ведущая в большие концертные залы. Хорошо бы, чтобы все получилось.
"Когда я стану большим артистом, я исполню свою давнюю мечту, — говорит на обратном пути танцор Фарход Джомахмодзода. – Я хочу побывать на море. Не поверите, но я ни разу не был на настоящем пляже. На родине, под Худжандом есть водохранилище. Его у нас называют морем. Там я был. А на настоящем – пока ни разу".