ДУШАНБЕ, 18 июл — Sputnik, Рубен Гарсия. Таджикистан планирует совместно с Китаем продавать питьевую воду из озера Сареза.
Осваивать таджикскую "голубую жемчужину" будут местный "Ориёнбанк" и китайская компания Heaven Springs Dynasty Harvest Group, подписавшие соглашение о сотрудничестве.
Поднебесная собирается напоить и Центральную Азию, и страны за пределами региона. А Таджикистан пополнит бюджет за счет поступающих налогов.
Однако у совместного таджикско-китайского предприятия, если его все-таки решатся строить, могут быть негативные последствия — политические и экономические, серьезно перевешивающие возможную выгоду для государственной казны.
Чем опасно озеро Сарез в Таджикистане
Некоторые специалисты утверждают, что продажа воды из озера Сарез — вопрос не столько денег, сколько экологии.
Разрушение естественной дамбы озера приведет к катастрофическому затоплению. А потому уровень и, соответственно, давление воды необходимо снижать, попутно извлекая финансовую выгоду, предварительно оцениваемую в 100 миллионов долларов ежегодно.
Действительно Сарез, образовавшийся после землетрясения 1911 года, когда обвал сформировал естественную плотину в горах, пользуется репутацией "спящего дракона", чье пробуждение обернется гибелью тысяч людей и многомиллиардным ущербом.
Часть этого оползня рискует сойти в озеро, надавить на дамбу и вызвать перелив и затопление. Причем, когда это может произойти, прогнозировать никто не берется.
В свою очередь один из ведущих специалистов по данной проблеме, инженер-геофизик Леонид Папырин, в своей монографии "Сарезское озеро", рассматривает несколько вероятных сценариев перелива воды через завальную плотину. И все они заканчиваются катастрофой.
Исследователь подчеркивает, что она будет особо разрушительной, если трагедия произойдет летом в период паводка, когда потоки будут достигать низовий Амударьи гораздо быстрее в силу низкой вязкости воды в летний период.
В качестве исторического примера он приводит события 1786 года в китайской провинции Сычуань. Тогда на реке Дадухэ в результате землетрясения и оползня образовалась естественная дамба, которую смыло через 10 дней, а мощный паводок распространился на расстояние 1400 километров, унеся жизни более 100 000 человек.
Но это вопрос экологии и предупреждения стихийных бедствий.
Что касается экономической целесообразности таджико-китайского предприятия по продаже воды, то тут есть один важный нюанс.
До последней капли: как спасти Таджикистан и ЦА от дефицита воды
В той же монографии Леонид Папырин отмечает специфическую особенность озера — ее высокую минерализацию на глубинных слоях. Вкратце это значит следующее: на глубине свыше 150 метров вода в озере становится непригодной для питья, а значит, и для продажи.
С одной стороны, чтобы исчерпать питьевой запас Сареза до такой глубины предприятию потребуются десятилетия. Но с другой — нельзя недооценивать аппетиты коммерсантов из Китая, масштабы их бизнес-стратегии и готовность заготавливать воду на продажу цистернами.
В случае строительства сложных инженерных сооружений и дорогостоящей инфраструктуры проект может и не окупиться.
Взгляд на Сарез со стороны Узбекистана
Другой аспект сделки — политический.
Дело в том, что в ходе недавней встречи Эмомали Рахмона и Шавката Мирзиёева президент Таджикистана предложил совместно разрабатывать и использовать питьевую воду Сареза, предварительно оценив все риски, экологический и экономический потенциал.
И сам факт коммерческого использования Сареза мало кого беспокоит, прецедентов достаточно: российские компании успешно продают воду с Байкала в качестве питьевой, а Швейцария так и вовсе торгует воздухом по приличной цене.
Но вот вмешательство внерегионального игрока, пусть и настолько авторитетного, как Китай, может быть расценено официальным Ташкентом как некое отступление от достигнутых договоренностей.
"Любые вопросы водопользования очень чувствительны для Узбекистана. Естественно, такое соглашение создаст неблагоприятный фон для узбекско-таджикских отношений, где, несмотря на все желание Мирзиёева, еще остались нерешенные проблемы" — отмечает замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Хотя Евсеев и подчеркивает, что в Ташкенте понимают глубокую зависимость страны от китайских инвестиций, из-за которой могут приниматься решения, не слишком выгодные самому Таджикистану.
А потому власти Узбекистана постараются сгладить эту проблему, если вдруг она все-таки возникнет.
По мнению российского политолога Андрея Грозина, влияние китайских финансов на таджикистанскую экономику действительно перешло в новое качество, что позволяет компаниям из КНР получать самые лакомые куски доступных природных ресурсов.
Но с другой стороны — Душанбе уже 15 лет предлагал зарубежным инвесторам начать коммерческое освоение Сареза, но взяться за это всерьез решился только Китай, обладая для этого достаточным инженерно-технологическим уровнем.
"Все хлопали представителей Таджикистана по плечу, говорили о заинтересованности в проекте, но в практическую плоскость это не переходило", — отмечает Грозин.
Что касается Узбекистана, то, по словам Грозина, Сарез никак напрямую не влияет на водный баланс в этой республике, и власти в Ташкенте не станут проявлять видимого беспокойства по данному вопросу.
История озера Сарез
Сегодня общий объем озера составляет 16 кубокилометров. На Сарезе установлены датчики, круглосуточно отслеживающие состояние Усойского завала и уровня воды.
Сотрудники КЧС Таджикистана утверждают, что перелив воды через край Усойского завала невозможен из-за большего количества родников в самой плотине. Однако озеро располагается в сейсмически нестабильной зоне, и риск схода большого оползня на правом берегу по-прежнему сохраняется.
А в случае прорыва плотины гигантская масса воды селевым потоком пройдет практически до границ Аральского моря.