ДУШАНБЕ, 24 июл — Sputnik. Лубмин — отличный курорт на Балтийском побережье Германии с длинными песчаными пляжами и густыми сосновыми лесами. Он находится в нескольких часах езды к северу от Берлина и любим туристам за прекрасные пейзажи и возможность насладиться приморским спокойствием.
Вернее, такая возможность была бы, если бы не флот эскалаторных барж, каждый день отправляющихся из местного порта. И это не считая огромной стройки прямо за соснами.
И то и другое — порождение проекта, расколовшего Европу надвое, и грозящего столкнуть Германию с ее ближайшими союзниками, сообщает ИноСми, со ссылкой на Financial Times.
За и против поставок газа
В море баржи роют гигантский подводный котлован, примыкающий к наземной строительный площадке. Если все пойдет гладко, в скором времени здесь будет пролегать трубопровод с самым горючим веществом в нынешней европейской политике: российским газом.
Строительство "Северного потока-2" ожидалось еще в 2015 году и должно было быть завершено к концу 2019-м.
Одолжим у соседа: сколько таджикских предприятий используют узбекский газ
Сторонники проекта говорят об окупаемости: трубопровод соединит крупнейшего экспортера природного газа с крупнейшей европейской экономикой, удвоив пропускную способность уже существующего канала "Северный поток-1", находящегося в эксплуатации с 2011 года. Вместе они смогут передавать 110 миллиардов кубометров газа в год — достаточно, чтобы обеспечивать четверть всех европейских запросов.
Критики же рассматривают проект и роль Германии в его создании как крупный геополитический просчет. Так, Польша и Украина сочли проект попыткой отодвинуть в сторону их собственные газопроводы и опрометчивым решением, которое оставит их и остальную Европу на милость Москвы.
Еще один противник — Европейская комиссия, утверждающая, что "Северный поток" подрывает ее борьбу за энергетическую независимость. Однако главный враг проекта — Вашингтон. Президент Дональд Трамп неоднократно демонстрировал желание помешать инициативе стоимостью в 9,5 миллиарда евро, а также готовность пойти на жесткие ограничительные санкции.
На саммите НАТО в Брюсселе Трамп заявил, что Германия стала "заложником России, поскольку она покупает у России значительную часть своих энергетических ресурсов".
Кто сильнее в борьбе за Европу — "Северный поток-2" или НАТО
Кирстен Вестфаль, энергетический аналитик в Немецком институте международной политики и безопасности, говорит, что чем дальше, тем более противоречивым он становится. В сердце этого противоречия лежит ключевой вопрос — следует ли Западу доверять России?
"Присоединение Крыма к России в 2014 и война на Украине изменили все, — говорит Вестфаль. — Появилось сомнение — учитывая все геополитические трения, — стоит ли нам углублять свои энергетические отношения с Россией? Стоит ли поддерживать их, несмотря на все риски?"
Давние связи с Россией
Но в Германии на этот вопрос отвечают иначе, чем в других европейских странах или США.
Эксел Вогт, мэр Лубмина и защитник "Северного потока" (как и большинство местных жителей) предельно ясно отражает эту позицию.
"Для нас Россия всегда была надежным деловым партнером, — говорит он. — Для Лубмина проект означает новые рабочие места, контракты для местного бизнеса и поступления в налоговый бюджет".
Он добавляет, что симпатии к России продиктованы не только экономикой но и историческим прошлым коммунистической Восточной Германии — "до объединения у жителей Лубмина были очень тесные отношения с Россией, которые они хотят сохранить".
Пока проект пользуется официальной поддержкой немецких властей (а также безусловным одобрением Кремля). Однако голос критиков в Берлине, в том числе в правящих кругах, становится все громче.
Так Норберт Реттген, старший член правящей партии "Христианско-демократический союз", полагает, что проект расколол Европу, а потому противоречит немецким интересам.
Ранее канцлер Ангела Меркель осуществила важное изменение в своей публичной риторике. Она сказала, что "Северный поток- 2" — "не только экономический проект", но и при его строительстве надо учитывать политические факторы, такие как необходимость сохранения статуса Украины в качестве перевалочного пункта для поставок российского газа.
Единству конец: Макрон, Меркель и Мэй предали Трампа на иранской войне
Согласно информации Нафтогаза, государственной энергетической компании Украины, ежегодно Киев собирает до 3 миллиардов долларов пошлин — средства, в которых отчаянно нуждается неустойчивое правительство. После встречи с Трампом, российский президент Владимир Путин сказал, что Москва готова "продлить транзитный контракт в том случае, если будет улажен спор (между Газпромом и Нафтогазом)".
Однако путь в обход Украины — ровно то, для чего создается "Северный поток", этого не скрывают российские власти.
Новый трубопровод позволит России избавиться от посредников и предотвратить споры из-за выплат подобных тем, что в последние годы инициировал Киев. Плачевное состояние украинской газовой инфраструктуры, нуждающейся в немедленном ремонте, лишь обостряет это стремление.
И для российско-европейского консорциума "Северный поток-2" — прежде всего перспективный вклад. Половина расходов будет покрыта за счет европейских компаний: немецких, австрийских и французских.
Спонсоры "Северного потока" логично делают ставку на потенциально огромную прибыль. Они рассчитывают, что трубопровод заработает к 2019 году, когда потихоньку начнут иссякать запасы европейского газа в Северном море, и к 2035-му Европе потребуется найти источник дополнительных 120 миллиардов кубометров природного газа в год. Альтернатива — далекие Катар и США.
В Минэнерго Таджикистана рассказали, с чем связан рост цен на бензин
Неподалеку от Лубмина, по другую сторону польской границы, находится один из нескольких новых терминалов сжиженного природного газа (СПГ), сравнительно недавно появившихся на европейском побережье. Большинство работает вполсилы, так как трубопроводный газ на 25% дешевле.
Некоторые немецкие бизнесмены и чиновники подозревают, что противодействия США "Северному потоку-2" — не более чем попытка увеличить рентабельность СПГ.
Это было главным пунктом открытого письма, подписанного межпартийным союзом старших немецких депутатов в этом году. В нем говорилось, что американские компании могут сколько угодно продавать свой газ Европе, но при этом им придется столкнуться с конкуренцией так же, как и всем остальным.
Деньги как залог мира
Почему немецкие и европейские потребители и компании должны втридорога платить за газ, помимо российского?
По мнению критиков проекта, зависимость Европы от российских энергоресурсов — одно из мощнейших политических орудий в руках Кремля. По крайней мере, часть еврочиновников уже давно беспокоится о том, что произойдет, если Россия перекроет кран.
"В прошлом году более 40% немецкого газа было получено от Газпрома. Если мы удвоим вероятные поставки после открытия "Северного потока-2", это положение усугубится, — говорит Норберт Реттген. — Я считаю, что это подвергнет нас опасности как в плане энергетики, так и в плане внешней политики. Мы лишимся своей независимости".
Началась прокладка таджикского участка газопровода Туркменистан-Китай
Согласно заявлению Газпрома, с учетом новых месторождений на северо-западе России, "Северный поток-2" позволит сократить транзитный маршрут на 2100 километров по сравнению с путем через Украину и ограничит вредные выбросы в окружающую среду на 61%. Россия также предупредила, что угрозы США противозаконны.
"Мы считаем любые санкции против компаний, участвующих в международном проекте, нелегальными, — сказал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. — Это сугубо международный, коммерческий проект, независимый от политических мотивов и основанный на принципах коммерческой прибыли для участников".
Первая партия российского газа прибыла в Германию еще в 1973 году, и его импорт стремительно рос на протяжении последующих десятилетий, несмотря на холодную войну.
Европейские сторонники "Северного потока- 2" извлекли из этого опыта важный урок: торговля газом — это не зависимость Запада от России, а взаимный интерес продавца и покупателя. Москва нуждается в западных деньгах точно так же, как и Запад нуждается в российском газе.
"Я считаю "Северный поток" стабилизирующим фактором в отношениях между Россией и Западом, — говорит Маттиас Платцек, бывший глава Социал-демократической партии Германии и нынешний президент Германо-Российского Форума. — Даже в самом разгаре холодной войны русские всегда поставляли газ. Почему это должно измениться сейчас? В конце концов, им нужны деньги".
Пока не стихают политические споры, проект твердо движется вперед. В течение последних двух лет были накоплены огромные склады забетонированных стальных труб, размещенные в различных точках Балтийского моря.
Вскоре рабочие начнут соединять эти 12-метровые трубы и опускать их под воду. И после того как были вложены огромные инвестиции и получены все нужные разрешения, даже критики признают, что остановить проект будет трудно.