ДУШАНБЕ, 2 окт — Sputnik, Рубен Гарсия. В Таджикистане произошли серьезные кадровые перестановки. В Горно-Бадахшанском автономном округе на место Шодихона Джамшеда, возглавлявшего регион с 2013 года, был назначен Ёдгор Файзов.
Смене руководства ГБАО предшествовал скандал.
В середине сентября в Бадахшан прибыл с рабочей поездкой президент Эмомали Рахмон и устроил жесточайший разнос местной администрации, обвинив чиновников и правоохранителей в неспособности обеспечить порядок и безопасность на вверенной территории.
"Почему вы не обеспечиваете главенство закона в городе? Если не справляетесь и если нет у вас мужества и вы не способны реализовать политику главы государства и правительства, то не надо занимать государственные должности", - заявил Рахмон.
И дал срок один месяц, дабы исправить ситуацию. В противном случае президент собирался привлечь армейские подразделения для наведения порядка.
Кадровые перестановки последовали незамедлительно. Своих постов лишились мэр города Хорога и главы Рушанского и Рошткалинского районов. Перед этим глава государства сменил руководителя УМВД и председателя суда области.
Последним своего кресла лишился Шодихон Джамшед с формулировкой "в связи с переходом на другую работу".
На смену опальному главе должен был прийти кто-то хорошо знакомый Бадахшану, "свой" кандидат, но при этом абсолютно лояльный официальному Душанбе и способный выполнить поручения Рахмона.
Таким стал Ёдгор Файзов, человек весьма необычной биографии.
"В принципе – это действительно сильный кадр, грамотный, эрудит, знает несколько языков. И у него большой потенциал организаторских способностей. Жители ГБАО, скорее всего, будут довольны этим назначением", - считает зампредседателя Социал-демократической партии Таджикистана, политолог Шокирджон Хакимов.
По его мнению, проблема Таджикистана в том, что серьезные кадровые перестановки случаются только тогда, когда в республике обнаруживается какая-то очевидная вредоносная проблема или если власти видят угрозу стабильности государства.
Так и случилось в ситуации с ГБАО. Вероятно, Эмомали Рахмона привел в негодование уровень коррупции в регионе, когда назначенные управленцы мало того, что не исполняют свои обязанности, так еще и, возможно, потворствуют местному криминалитету.
Муфтий Таджикистана призвал исмаилитов бороться с преступностью в Бадахшане
Так, Джамшеда президент напрямую обвинил в "двойной игре", заявив, что чиновник докладывает руководству о полном порядке в области, а сам тем временем якшается с преступными группировками.
А вот новый начальник имеет репутацию не просто исполнительного управленца, но еще и разумного человека, который хорошо знаком с проблемами жителей ГБАО и способен выполнить поставленную задачу, опираясь на свой личный авторитет, а не на коррупционные связи или грубую силу.
Так, в свой первый рабочий день на встрече с чиновниками, занятыми исполнением наказов президента, Файзов призывал обеспечить законность за счет профилактических работ и тесного сотрудничества между властями, гражданским обществом и населением.
"Обсудили реализацию поручений президента по обеспечению законности на дорогах, устранению незаконной тонировки на машинах и другие вопросы, в том числе сдачу оружия. Ответственные лица отметили, что в ходе объяснительных работ на сегодняшний день население добровольно сдало более 100 единиц оружия", - сообщил источник Sputnik Таджикистан в хукумате ГБАО.
При этом Ёдгор Файзов отдельно подчеркнул, что никакой военной операции в ГБАО не намечается, а все разговоры об этом – не более чем слухи или провокация.
Комитет религии о сдаче оружия в ГБАО: это не война против жителей
В регионе хорошо знают о миротворческом таланте Файзова. Во время хорогских событий 2012 года, когда правительственные войска вошли в Горный Бадахшан с целью задержать или ликвидировать боевиков, подозреваемых в убийстве таджикского генерала Абдулло Назарова, именно он был посредником в переговорах между правительством и полевыми командирами.
Впрочем, деятельность нового руководителя ГБАО не ограничится одним лишь строгим контролем за безопасностью.
"Новый руководитель способен привлечь внимание западных стран к проблемам региона и, что еще важнее – деньги зарубежных инвесторов", – отмечает Хакимов.
Дело в том, что Файзов до своего нынешнего назначения был бессменным руководителем Фонда Ага-хана в Таджикистане, который поставляет в страну гуманитарную помощь, продукты и медикаменты, строит новые школы и университеты, а также оказывает помощь жителям горных районов, пострадавшим от стихийных бедствий.
По словам самого Файзова, ежегодно Фонд Ага-хана вкладывает в Таджикистан порядка 70 миллионов долларов , в основном за счет помощи международных организаций и ряда европейских стран.
Единственное, что в теории может помешать новому главе ГБАО наладить эффективное управление в регионе – это возможное сопротивление кого-то из местных элит.
Отставки в результате критики Эмомали Рахмона не были массовыми, и на должностях в хукумате могут остаться завистники, недовольные, что важный пост занял человек, хорошо знакомый в регионе, однако новый на политической арене. И если Ёдгор Файзов в интересах государства решит осадить местных коррупционеров, те могут попробовать саботировать решения сверху.