ДУШАНБЕ, 6 ноя — Sputnik. После разгромного визита Эмомали Рахмона в Горный Бадахшан и последовавших за этим отставок прошло чуть больше месяца.
За это время в регионе успел поменяться кадровый аппарат, а на место главы ГБАО был назначен Ёдгор Файзов, человек в регионе не новый, но до этого не занимавший высоких постов в административной структуре государства.
В столь короткий срок ожидать от Файзова капитальных перемен в жизни Бадахшана не стоит, да и цели на первых порах у него были иные: без проблем обеспечить исполнение указов президента с одной стороны, а с другой - наладить на новой должности связь с населением и руководством на местах.
Рахмон поставил задачу
Первой задачей главы Бадахшана было наведение порядка в регионе и "обеспечение верховенства закона", как того требовал президент страны.
"Если не справляетесь и если нет у вас мужества и вы не способны реализовать политику главы государства и правительства, то не надо занимать государственные должности", - заявил Эмомали Рахмон, дав срок один месяц, дабы исправить ситуацию.
В противном случае президент даже собирался привлечь армейские подразделения для наведения порядка.
Соответственно, Файзову требовалось как можно активнее привлекать силовиков для наведения порядка в ГБАО, но при этом избежать репрессивных мер и не настроить на себя местное население.
Эксперт: ситуация в ГБАО не может устраивать Рахмона
Так, 12 октября Межведомственный штаб по обеспечению законности и правопорядка в ГБАО напомнил о том, что жителям региона необходимо сдать властям все незаконное оружие до 15 октября, подчеркнув, что силовики не будут проводить операции против мирных граждан.
На тот момент, если верить официальным данным, было сдано 136 единиц оружия, в том числе 2 пулемета, 2 гранатомета и даже один зенитный комплекс.
Всего после изъятия у представителей преступных группировок и сдачи его гражданами в руках силовиков оказалось 183 единицы оружия и более 4,3 тысячи боеприпасов.
В это время Ёдгор Файзов достаточно активно работал с местными общественниками, неоднократно проводил в городе Хороге заседание местного хукумата и актива области, заявлял, что в регионе все спокойно, а слухи о спецоперации остаются всего лишь слухами.
Тогда же на одном из заседаний в середине октября председатель Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана (ГКНБ) Саймумин Ятимов выразил обеспокоенность влиянием некоторых преступных групп в ГБАО, на что Ёдгор Файзов заявил, что для наведения полного порядка в регионе нужно время.
Зыбкий порядок в ГБАО
К слову о возможном недовольстве населения: куда больший негативный отклик среди простых жителей могут вызвать слова генпрокурора республики Юсуфа Рахмона. Он отчитался о количестве сданного оружия и среди прочего добавил, что в отношении должников банков, которые не вернут в ближайшее время кредиты, возбудят уголовные дела.
Ведь если спецоперация по изъятию оружия непосредственно касается весьма малого числа людей, то уголовные дела против должников угрожают десяткам тысяч жителей ГБАО.
В Таджикистане банкам разрешили взыскивать долги с неплательщиков без суда
Дополнительные ограничительные предписания отдельно коснулись молодежи. Штаб по обеспечению безопасности запретил сходки молодёжи в махаллях, ресторанах, столовых, спортивных залах и других публичных местах.
По мнению руководства штаба, главари и активные члены преступных группировок именно в таких местах проводят встречи, вовлекая в свою деятельность молодых людей города Хорога и окрестных районов.
Что касается других аспектов борьбы с преступностью, то по заявлению властей часть главарей ОПГ дала письменное согласие на прекращение незаконной деятельности.
Неформальным лидерам преступного сообщества - Толибу Аймбекову, Мамадбокиру Мамадбокирову, Ёдгору Мамадасламову, Хурсанду Мазорову, Мунаввару Шанбиеву, Зоиру Раджабову и Амриддину Аловатшоеву - вручили официальные бумаги с требованием отказаться от незаконных действий.
И хотя указанные лица бумаги вроде как подписали, это вовсе не означает, что они будут им следовать на деле, даже несмотря на обещанное суровое наказание.
Кроме того, подписание требований правительства вовсе не уменьшает влияния неформальных лидеров ОПГ в стране. По крайне мере четверо из них собираются съездить в Душанбе, чтобы встретиться с президентом и поговорить о реальной, на их взгляд, ситуации в Хороге. Эти данные подтверждает и пресс-секретарь председателя ГБАО Голиб Ниятбеков.
Чем закончится (если состоится) встреча криминальных авторитетов и Эмомали Рахмона, совершенно неясно.
СМИ: криминальные авторитеты Бадахшана хотят встретиться с Рахмоном
Пока же, несмотря на все операции силовиков по задержанию наркоторговцев, преступников и контрабандистов в Горном Бадахшане, ситуация здесь остается неспокойной, и жители, судя по всему, не рады слишком бурной активности милиции и ГКНБ.
Файзов идет к народу
Пример тому – позавчерашняя перестрелка в Хороге. По официальной версии, ночью с 4 на 5 ноября группа молодых людей под предводительством некого Хурсанда Мазорова пыталась помешать работе постов ГАИ в Хороге.
На территории махалли Тирчид они атаковали автомобиль руководителя постов, после чего завязалась перестрелка, в результате которой были легко ранены несколько человек.
А уже через день, во вторник, 6 сентября, у здания администрации в Хороге местные жители устроили акцию протеста, что в Таджикистане бывает исключительно редко.
Десятки людей требовали убрать посты ГАИ из города, вывести дополнительные силы правоохранительных органов из ГБАО, а также наказать виновных в ночной перестрелке. Люди в толпе обвиняли генерал-майора Хуршеда Мухаммадзода в том, что без основания начал стрельбу и оскорблял жителей.
Тут надо отдать должное Ёдгору Файзову, который не стал отсиживаться за дверьми кабинета, а прямо вышел к митингующим, чтобы лично услышать их требования.
Эрудит из фонда Ага-хана: что ждать Таджикистану от нового главы ГБАО
И теперь новый глава ГБАО, экс-руководитель Фонда Ага-хана, организации очень уважаемой и значимой для Бадахшана, должен взять на себя миссию дипломата и посредника между простым народом и властями.
Первую свою задачу – обеспечить борьбу с преступными элементами – Файзов по факту исправно выполняет. Теперь ему предстоит доказать официальному Душанбе и всему Таджикистану, что он может не только быть послушным исполнителем, но и успешным миротворцем, способным добиться уважения простого народа.