ДУШАНБЕ, 15 ноя — Sputnik. В пятницу, 16 ноября, у руководства Таджикистана – настоящий праздник: – на реке Вахш будет запущена Рогунская гидроэлектростанция.
После десятилетий проектировки, согласования, миллиардных займов и жарких споров с соседями по региону национальная "стройка века" наконец-то подходит к концу.
Возведение 335-метровой каменно-насыпной плотины сделает Рогун самой высокой ГЭС в мире, а ее производительность - 3600 МВт (более 17 млрд кВт/ч) – самой мощной в регионе, обогнав по этим показателям даже колоссальную Нурекскую гидроэлектростанцию.
Но за все хорошее приходится платить. Общая стоимость постройки Рогунской ГЭС, по информации из открытых источников, составляет никак не меньше 4 миллиардов долларов.
Только в 2017-м Таджикистан выпустил ценных бумаг на сумму 500 миллионов долларов для привлечения средств на завершение проекта. Вернуть их власти Таджикистана пообещали через 10 лет — до 2028 года.
У опасной черты: внешний долг Таджикистана продолжает расти
И по мнению экспертов, теперь главной задачей правительства на ближайшие несколько лет будет не столько обеспечение электричеством населения республики, сколько экспорт электроэнергии за рубеж в попытке как можно скорее погасить существующие долги.
"Сейчас будет запущен только первый агрегат, который стоит примерно 1 миллиард. И как заявляет компания-подрядчик, дальнейшее строительство будет осуществляться за счет средств, полученных с продажи электричества, выработанного на первом этапе", - отметил замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева.
По ее мнению, продажа электричества близлежащим соседям с юга – Афганистану и Пакистану – и станет приоритетной задачей для официального Душанбе. То есть Рогун в дальнейшем будет сам обеспечивать собственное строительство.
Правда, некоторые эксперты с сомнением смотрят на потенциальных покупателей таджикского электричества.
Во-первых, Рогун как источник ресурсов на экспорт напрямую связан с еще одним грандиозным проектом - CASA 1000, который должен объединить Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан гигантской сетью ЛЭП, обеспечивающей стабильную передачу электроэнергии. Однако темпы возведения сетевой инфраструктуры и линий электропередачи несколько отстают от темпов строительства Рогуна, что пока не позволяет использовать его потенциал на все 100%.
Во-вторых, и Афганистан, и Пакистан, прямо сказать, не являются тихими, безопасными регионами. Так, бойцы "Талибана" регулярно угрожают самостоятельно взять контроль над инфраструктурными объектами, а иногда и приводят свои угрозы в действие. Соответственно, линии электропередачи CASA-1000 придется кому-то охранять, что автоматически повышает стоимость проекта.
"Ситуация в Афганистане сложная. Будут ли там своевременно расплачиваться за поставки, будет ли обеспечена безопасность этих поставок? Все это вызывает определенное скептическое соотношение", - считает эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов.
По его мнению, внутри страны электричество Рогунской ГЭС ценно не менее, чем за рубежом. Оно нужно и рядовым жителям, все еще сталкивающимся с перебоями в энергоснабжении, и крупным национальным предприятиям и мелкому бизнесу.
"Как раз один из сдерживающих факторов в развитии экономики – это нехватка электроэнергии", - подчеркнул Дмитрий Попов.
Кроме того, запуск Рогуна – это шанс для республики укрепить отношения с официальным Ташкентом, который очень долго был против самого факта существования плотины на Вахше и согласился на строительство ГЭС только после того, как пост президента Узбекистана занял Шавкат Мирзиёев.
По нормам международного права: Узбекистан озвучил позицию по Рогуну
"Сейчас Узбекистан вновь стал продавать газ Таджикистану, это шанс на восстановление прежнего энергообмена", - отмечает Попов.
И тем не менее на сегодняшний день правительство считает своим приоритетом экспорт электричества и закрытие долгов.
Что касается перспективы вернуть 500 миллионов долларов по ценным бумагам до 2028 года, то, по мнению Анастасии Лихачевой, никто не отменял реструктуризацию долга, а десять лет – это немалый срок, и власти Таджикистана, при рациональном планировании, сумеют справиться со взятыми обязательствами.