ДУШАНБЕ, 23 янв — Sputnik. В Telegram, Facebook, во "ВКонтакте" — тысячи православных страниц, у некоторых — миллионы подписчиков. Но можно ли в соцсети общаться с Богом? Кто такие "микроапостолы", какие религиозные темы вызывают наибольший интерес молодежи — рассказывает корреспондент РИА Новости.
Как заинтересовать молодых людей религией
Патриарх Кирилл, а также председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда не раз говорили о важности присутствия Церкви в соцсетях. И вот на днях появилась официальная инструкция — "Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб".
Но чтобы завоевать аудиторию соцсетей, нужно предложить нечто эксклюзивное, более интересное, чем у конкурентов, определить целевую аудиторию, создать направленную на нее группу, объясняет основы работы по привлечению новых пользователей (Social Media Marketing) руководитель Центра интернет-технологий МИА "Россия сегодня" Алексей Филипповский.
"Ошибочно считать, что есть уникальный контент, подходящий для всех аудиторий, — подчеркивает он. — Не бывает интернет-продукта с аудиторией "все". Кроме котиков, конечно".
Если применить логику SMM к православным соцсетям, то здесь продукт — это нравственные и духовные истины или социальная деятельность с религиозной мотивацией. "Милосердие — как раз и есть универсальный уникальный продукт", — уверен Филипповский.
Уникальный религиозный контент
По мнению авторов "Рекомендаций", цель Церкви в соцсетях — не погоня за лайками. "Задача в том, чтобы наладить диалог с молодежью, помочь ей присоединиться к общине в евхаристии. А соцсеть — только мостик на пути общения с людьми, ищущими Бога", — считает руководитель информационной службы молодежного отдела Московской городской епархии Максим Соколов.
Вот и сайт Православие.ру — самый посещаемый православный сайт в русском сегменте интернета — ищет в соцсетях новых читателей, объясняет главный редактор Антон Поспелов. "Цель — продвижение материалов портала среди тех, кто ни на какие сайты, в том числе и на наш, не заходит или заходит очень редко", — говорит он.
А модератор социальных сетей "Журнала Московской патриархии" Наталья Рогожина видит свою задачу в том, чтобы привлечь внимание читателей, не знакомых с журналом, именно с его печатной версией. А заодно вовлечь их в обсуждение статей и поиск новых тем.
Когда пост попадает в цель
Как это происходит на практике, рассказал создатель группы "Академия порядочных семинаристов", студент пятого курса Екатеринбургской семинарии Андрей Печенкин. Сначала группа была "только для своих". Но постепенно на страницу стали подписываться и "внешние" — их привлекла возможность обсуждать церковные проблемы, находить решения. "Когда пост попадает в цель, возникает резонанс", — говорит Андрей.
Конечно, объясняет он, больше всего молодежь интересует несколько тем, и первая из них — отношения мужчины и женщины. "У нас была большая дискуссия, когда мы опубликовали пост, где кающаяся грешница подробно написала, как решила избавиться от страсти блуда", — вспоминает семинарист.
Другая популярная тема — язык богослужения. "Молодежи, приходящей в храм, абсолютно непонятно, что происходит на службе: клирос красиво поет, дьякон красиво возглашает, священник красиво говорит — отдельные слова ясны, а целиком смысл исчезает. Славянский язык красив, но для понимания труден. Посты на эту тему очень горячо обсуждаются", — продолжает Печенкин.
Кроме отношения полов, в православном сегменте соцсетей пользуются успехом посты о том, что "верующим быть хорошо", — говорит Максим Соколов.
"Когда известные политики, бизнесмены, актеры, музыканты говорят о своей вере в Бога, это читают все. С одной стороны, это вызывает море негатива, но, с другой — поддерживает многих молодых людей в их вере, — утверждает руководитель информационной службы молодежного отдела Московской городской епархии. — Негатива со временем стало меньше. Сейчас верующий воспринимается как сильный человек, у которого есть идеалы".
Многим интересны публикации, помогающие разобраться в церковной жизни, традициях, постах, добавляет Наталья Рогожина.
Все наши собеседники считают "Рекомендации" полезными. По их словам, там есть весьма дельные советы по развитию страниц в соцсетях, особенно для тех, кто недавно избрал этот вид деятельности.
Личный опыт общения с Богом
"Будущее церковной миссии лежит в социальных сетях, где большинство молодежи проводит почти все свободное время", — говорит заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Миссионерство в интернете — сложная работа. Хотя, по словам Максима Соколова, религиозная тема в Сети очень востребована. "Огромное количество молодых людей находятся в поисках Бога. Задача Церкви — разговаривать с ними об этом в интернете. Не зря специалистов по информработе прозвали "микроапостолами". Евангелие рассказывает, как апостолы передают опыт личного общения с Христом. И любой христианин, когда в соцсети передает свой личный опыт отношений с Богом, становится "микроапостолом", — подчеркивает он.
Недостаток миссии в соцсетях сегодня только в том, считает руководитель епархиальной информслужбы, что нет разговора о самом Иисусе Христе: "Мы не говорим о Боге как о том, с кем у нас есть личные взаимоотношения. На это надо делать упор".
А вот Андрей Печенкин, напротив, полагает, что большинство молодежи к религии равнодушно. "В интернете много негативного отношения к Церкви, штампов о "попах на мерседесах", и это видно по комментариям", — констатирует семинарист.
"Оставили сети и последовали за Мной"
Что такое эффективное присутствие Церкви в соцсетях? "Самые большие ценности в соцсетях — внимание и время", — говорится в "Рекомендациях".
"Показатель эффективности у нас такой же, как и у любых других страниц: увеличение числа подписчиков, лайков, комментариев", — объясняет Наталья Рогожина.
И все-таки социальные сети ориентированы не на общество, а на отдельную личность, подчеркивает Алексей Филипповский. В них и основной "производитель контента" — это личность, а не группа, и "инфлюенсеры" (люди, влияющие на общественное мнение в интернете) — это личности, а не группы, считает он.
"Надо идти к пастве, искать аудиторию, которая будет тебя читать, — это и есть главная работа эсэмэмщика", — уверен эксперт. Значит, если Церковь хочет увеличить свое влияние в соцсетях, ей необходимы свои "инфлюенсеры", которые будут иметь авторитет как в церковной, так и в светской среде.
И если слова "микроапостолов" приведут к тому, что молодежь хоть ненадолго оставит социальные сети и последует за Христом, — вероятно, это и будет лучшим показателем эффективности работы Церкви в соцсетях.