ДУШАНБЕ, 13 мая — Sputnik, Сергей Кузнецов. "Таджикфильм" хочет получить возможность контролировать деятельность видеоблогеров. С такой просьбой руководство обратилось в Youtube.
Местные СМИ приводят слова руководства киностудии, о том, что их беспокоит именно эстетическая сторона вопроса – мол, в других странах блогеры делают интересное, красивое видео, тогда как таджикское порой смотреть и вовсе не хочется.
В самом секретариате "Таджикфильма" корреспонденту Sputnik сказали, что о такой инициативе слышали, но поскольку все руководство в отъезде, оперативный комментарий по поводу критериев оценки видео и механизма такой фильтрации получить не удастся.
Но даже если у "Таджикфильма" и есть конкретные предложения по модерации контента блогеров, едва ли их одобрят в Youtube, считают таджикские и российские эксперты.
Так, по словам директора Общественного фонда "Интернет" Рустама Косимова, хотя у видеохостинга есть механизмы, позволяющие удалять контент, не соответствующий политике платформы, они едва ли хоть как-то соотносятся с позицией "Таджикфильма".
Хайп VS критика: чем таджикские блогеры возмущают соотечественников
"Обращение наверняка не будет поддержано со стороны Youtube, это 100%. И просьба как-то предварительно фильтровать видеоконтент, говорит о том, что работники учреждения просто не понимают механизма взаимодействия с Youtube", - пояснил Косимов Sputnik Таджикистан.
Если контент блогера призывает к насилию, дискриминации, деструктивным действиям, разжигает ненависть и вражду или содержит заведомо недостоверную и оскорбительную информацию, то его легко заблокировать и без участия "Таджикфильма". А вот соответствует ли содержание видео эстетическим принципам представителей киностудии – это уже никого не волнует.
Что же касается неоднократного предложения Налогового комитета Таджикистана обложить блогеров налогом, то, по словам Рустама Косимова, такого механизма нет и выработать его будет очень сложно.
В конце концов, сколько именно они получают за рекламу в случае монетизации контента – коммерческая тайна. А если в теории власти и придумали бы, как заставить их платить деньги в бюджет, толку от этого было бы мало, так как большинство таджикских блогеров снимают и выпускают свои ролики, находясь в России.
Протест или расчет: жители Таджикистана о том, почему Рахмон вернул интернет
О том, что Youtube не станет рассматривать обращение "Таджикфильма", говорит и директор по коммуникациям Института исследований интернета Дмитрий Чистов. По его мнению, общее количество пользователей видохостинга в Таджикистане столь мало, что руководство Youtube не согласилось бы на предварительную модерацию даже под угрозой блокировки сервиса в стране, если бы такая возникла.
"Это маловероятно. Мы все помним противостояние Google и Китая по вопросу модерации сервисов, притом что Китай – это большой рынок, и у руководства Youtube были хоть какие-то причины идти на уступки китайским властям. А Таджикистан не представляет столь важного для Youtube и Google рынка. Тем более что модерация оригинального пользовательского контента на сервисе, рассчитанного именно на такой контент, – это история из ряда вон выходящая", - полагает Дмитрий Чистов.
С того, момента, как Youtube объявил, что будет передавать до 60% прибыли от рекламы на страницах пользователей самим пользователям, число таджикских блогеров значительно увеличилось. Большинство из них делают видео, находясь в России – интернет здесь дешевле, а Youtube, в отличае от Таджикистана, пока не блокируют. Большинство из них совсем не против получать прибыль за свой труд в виде рекламных доходов.
Самое популярное таджикское видео на YouTube набрало семь миллионов просмотров
И тут понятен интерес Налогового комитета, заинтересованного в пополнении казны, а вот инициатива "Таджикфильма" вызывает недоумение. По мнению режиссера Анисы Сабири, логика государственной киностудии такова: раз мы ответственны за аудио- и видеопродукцию в Таджикистане, то мы же и должны контролировать весь таджикский публичный видеоконтент.
И если видео блогеров потенциально может угрожать репутации Таджикистана, то нам бы хотелось возможность их предварительно просматривать.
Проблема в том, что Youtube – крупнейший видеохостинг с двухмиллиардной аудиторией, куда больше заинтересован в привлечении новых активных пользователей и рекламодателей, чем в том, насколько содержание видео сервиса соотносится с понятиями отдельных чиновников о государственном престиже.