ДУШАНБЕ, 14 июн - Sputnik. Российский полковник в отставке, член межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести Александр Лаврентьев освобожден из плена в Афганистане, сообщает RT.
В плену в афганской провинции Герат Лаврентьев провел почти месяц - его захватили 26 марта - и был освобожден 22 апреля при помощи российского МИДа и Главного управления национальной безопасности Афганистана.
Александр Лаврентьев выезжал в Афганистан на поиски пропавших солдат более 20 раз. В последнюю поездку он отправился за останками советского солдата Ильшата Гарайханова и пропал сам.
В предыдущий раз душманы передали ему несколько костей, предположительно — останки Гарайханова. Но российские специалисты попросили доставить для проведения экспертизы еще несколько образцов костного материала, желательно зубы и фрагменты черепа. За ними Александр и отправился.
Но в Кабуле на Лаврентьева вышел некий Гулям Сахи и сообщил, что в Шинданде найдены могилы сразу четырех советских военных. Поисковик принял решение слетать с переводчиком в Герат и обратно, чтобы забрать несколько костей для проведения экспертизы.
"Этот тип, Гулям Сахи, — личность мутная, он давно предлагал Александру Владимировичу свои услуги. Лаврентьев говорил, что ему не раз предлагали купить человеческие кости, выкопанные на ближайших кладбищах. Неизвестно, зачем Александр сообщил Гуляму Сахи, что вылетает из Кабула в Герат", - удивился источник RT в Кабуле.
В аэропорт останки не привезли, но предложили Лаврентьеву передать груз в ближайшем пригороде, прямо у поста полиции, стоящего рядом с воротами Мир Дауд у одноименной рощи. Действительно, заграждения полицейского блокпоста были в зоне прямой видимости, метрах в 200—300, когда автомобиль Гуляма Сахи свернул в рощу и остановился в 15 метрах от оживленной федеральной трассы на Шинданд и Фарах.
Внезапно дорогу впереди заблокировала выехавшая из-за деревьев машина. Сразу же появились еще две легковушки, из которых выскочили вооруженные люди.
"Несколько выстрелов из пистолета в воздух, резко открывается дверь салона — и меня дергают за руку так сильно, что она болит до сих пор. Сухожилия чуть не порвали. Нас с переводчиком вбрасывают в бандитскую машину, и она сразу срывается с места", - вспоминает полковник.
Двух пленников увезли в горы. По дороге остановили машину, поставили обоих на колени и сфотографировали на камеру мобильного телефона. За освобождение потребовали баснословную сумму - 50 000 лаков. Лак — 10 000 единиц чего-либо. В данном случае — долларов США.
Позже выяснилось, что похитители не умели писать и на самом деле просили всего 5 миллионов долларов, а потом и вовсе снизили цену до 1 миллиона.
Пленников привезли в горную кошару. Утром перевезли в кишлак Ахунзада, бросили в подвал. Переводчика в тот же день отпустили, правда заставили идти по горам босиком. Прощаясь с ним, Лаврентьев сказал: "Полжизни я искал чужие кости, кто теперь найдет мои?"
У Лаврентьева тоже забрали обувь, а также часы, телефон, документы и европейскую одежду.
"Босым я по горам почти месяц и ходил. Рваные раны на ногах до сих пор не зажили. Я верил, что наши меня в беде не оставят. Этой верой был жив, она меня спасала", - говорит он.
Похитители постоянно перевозили россиянина из кишлака в кишлак в багажнике автомобиля или переводили пешком по горам. Когда кормили сносно, когда давали только кусок лепешки за сутки, лишь бы не умер. Несколько раз сильно избивали просто так, для развлечения. Били кулаками, прикладами автоматов. Лаврентьеву сломали несколько ребер.
"Хуже всех были наркоманы, это вообще нелюди. Однажды ночью вытащили из земляной ямы, привели в комнату. Там три молодых афганца, обкуренные. Один поставил меня к стенке и передернул затвор автомата. Несколько раз так побаловался, а потом автоматным стволом разорвал мне веко. Когда увидел кровь, неожиданно подобрел. Стал предлагать чай, потом гашиш, обиделся даже, что я отказываюсь", - вспоминает он.
Чтобы не потерять счет времени, Лаврентьев завел своеобразный календарь: на найденном в одном из зинданов шнурке стал отмечать проведенные в неволе дни узелками.
"В одном из подвалов я нашел зубную щетку, вещь для афганского кишлачного быта крайне необычную, значит, кто-то из иностранцев здесь до меня сидел, — рассказывает он. — Подумал тогда: не я первый попал в оборот этого афганского бизнеса по работорговле, надо держаться и считать дни до вызволения".
Переговоры об освобождении Лаврентьева шли ежедневно. Дипломаты из российского посольства в Кабуле обратились за помощью к афганским спецслужбам. К спасению пленника подключились МИД РФ, российские компетентные органы.
Его освободили сотрудники афганских спецслужб на 27-й день плена. Через неделю афганский пленник вернулся на родину. Сейчас он продолжает лечение полученных во время плена ран.
Отвечая на вопрос, полетит ли он вновь в Афганистан на поиски останков погибших в 1980-х советских солдат, Александр ответил коротко и по-военному: "Да".