ДУШАНБЕ, 27 июн – Sputnik, Сергей Кузнецов. С молодым таджиком Баротали Алиевым, приехавшим на заработки в Россию, произошла удивительная история. Собираясь вернуться на родину в Таджикистан, он узнал из письма Пенсионного фонда, а затем от пограничников на таможне, что, сам того не ведая, исполнил мечту многих своих сверстников – к 21 году построил успешный бизнес и стал миллионером.
Согласно документам, на имя Баротали в России было оформлено 11 коммерческих фирм, а еще в 14 он числился соучредителем. Общий оборот всех компаний составлял порядка 120 миллионов рублей.
Правда, молодой человек понятия не имел, чем именно занимаются эти предприятия, да и доходов с них, разумеется, не получал.
Зато поимел в качестве бонуса все недоимки "успешного бизнеса" - несколько миллионов рублей накопившихся долгов по пенсионным начислениям сотрудников. И теперь он является подложным коммерсантом-должником, и выезд с территории РФ ему закрыт до тех пор, пока он не погасит задолженность.
Sputnik Таджикистан решил разобраться, как такое могло случиться и часто ли иностранные граждане становятся в России жертвами мошенничества.
Миллионер поневоле
По словам Иззата Амонова из "Центра правовой помощи таджикским мигрантам" - он сейчас оказывает юридическую поддержку Алиеву - случаи фиктивной регистрации мигрантов как юрлиц - не редкость.
"Боюсь, что это не первая и не последняя жертва мошенников, которая обращается к нам с такой проблемой. Но ситуация с Баратоли уникальна тем, что на имя мужчины создано более 20 юридических организаций. На счету каждой из них – миллионы. А у самого парня теперь миллионные долги, соответственно", - рассказывает Иззат Амонов.
По его словам, молодой человек пытался решить вопрос самостоятельно – ходил, доказывал, что у него, простого строителя из Таджикистана, нет и быть не может такого бизнеса.
Ответственные, непьющие и "дешевые": за что в РФ ценят мигрантов из Таджикистана
Но в кабинетах гражданину Таджикистана не поверили, сказав: есть счета, есть бумаги, будь добр – плати налоги. На днях сотрудники "Центра помощи таджикским мигрантам" обратились в прокуратуру и следственный комитет и теперь ждут ответа.
По мнению Амонова, в сложившейся ситуации правоохранителям должна быть очевидна вся суть мошеннической схемы.
Можно представить, что на россиянина оформили более двадцати фирм за пару лет, но мысль о том, что такое мог проделать иностранец в России, просто абсурдна.
"Парадокс в том, что иностранные граждане не смогут открыть индивидуальное предприятие в России. Они могут быть соучредителями, но не как полноправными учредителями ИП. А Баротали, получается, в одиночку создал 11 таких компаний. Проблема в том, что мы не знаем, где преступники. То есть данные мигрантов могли оказаться у третьих лиц", - говорит Амонов.
Как спасти свою банковскую карту от мошенников
Он отмечает, что в России такие мошеннические схемы обычно проворачиваются с самыми незащищенными группами лиц – бездетными стариками или бездомными. Но при этом иностранцы часто попадают в поле зрения полиции, которая может у них запросто изъять паспорт и другие документы. А потом личные данные иностранцев оказываются в руках мошенников.
Расплата за беспечность
Однако мигранты часто становятся жертвами мошенничества в России не из-за прямого обмана или давления, а в силу собственной беспечности и жажды легких денег, отмечает правозащитница, руководитель Центра помощи мигрантам "Тонг Жахони" Валентина Чупик.
"Я не думаю, что речь идет об утечке данных или тайном копировании паспорта. У меня был подобный случай, и о других я слышала неоднократно. Каждый раз схема одинакова: мигранту предлагают быстро заработать, поставив подпись у нотариуса. За один такой визит платят где-то 10 тысяч. А мигрант, безусловно, не читает документы, в которых он расписывается", - пояснила Чупик Sputnik Таджикистан.
По словам правозащитницы, оформить юрлицом человека без его личного участия – задача крайне непростая.
Человек должен поставить свой росчерк в уставе и множестве заявлений, о регистрации, о постановке на учет, об открытии счета, в договоре дистанционного обслуживания. То есть всего учредитель должен лично расписаться 25-30 раз, и каждая подпись заверяется нотариусом.
"Оформление фирмы требует личного присутствия учредителя минимум дважды. С ИП все еще сложнее. Иностранному гражданину проще убиться, чем оформить ИП. Конечно, можно представить нотариуса, в доску своего, который заверяет чужую подпись, не глядя, но это, скорее, из области фантастики", - считает Валентина Чупик.
В Петербурге мошенники продавали мигрантам паспорта несуществующей страны
Она подчеркивает, что ситуации с оформлением множества фиктивных фирм на одного человека – следствие безалаберности. И с россиянами действительно такое происходит не реже, чем с иностранцами. Достаточно взять почти любого бездомного на вокзале, узнать его личные данные, ввести их в реестр "За честный бизнес" - и выскочит минимум пять таких фирм.
Лучшей защитой от неприятных ситуаций, подобных истории с мигрантом Баротали Алиевым, по мнению юристов, является собственная осмотрительность.
Не стоит давать свой паспорт направо-налево, а если некий знакомый предлагает за один день по-быстрому, легально и без последствий заработать сумму в половину месячного оклада, определенно стоит насторожиться и не идти на поводу у собственной алчности. Потому как последствия обязательно будут.
Фальшивый сайт — настоящие деньги. Как мошенники обманывают туристов