ДУШАНБЕ, 19 авг — Sputnik, Сергей Кузнецов. Национальный банк Таджикистана (НБТ) вводит с 1 сентября национальную систему денежных переводов, которая будет работать за счет предварительно размещенных средств, то есть фактически предоплаты со стороны иностранных операторов.
Проблема в том, что решение Нацбанка, предположительно, может создать конфликт с российским банковским сектором и в конечном итоге ударить по рядовым пользователям – мигрантам из Таджикистана.
Накануне НБТ сообщил представителям российских и международных систем денежных переводов, что с 1 сентября 2019 года будет запускать собственную национальную систему для взаимодействия с другими операторами.
Предположительно, суть ее такова. Если раньше банки Таджикистана работали с операторами переводов напрямую, то с 1 сентября перемещение денежных средств фактически будет контролировать посредник – НБТ, с помощью той самой национальной системы. Для этого иностранным компаниям необходимо открыть корреспондентский счет в банке, перечислив туда деньги. И уже за счет этих средств и будут осуществляться будущие переводы.
В НБТ считают, что данная инициатива стабилизирует таджикистанскую банковскую систему, снизит издержки и операционные риски, сделает сами операции более прозрачными.
Желание властей контролировать денежные переводы из-за рубежа легко объяснимо, ведь экономика Таджикистана очень зависит от этих средств, а общий объем переводов таджикских мигрантов из России составляет 35-37% ВВП страны.
Всемирный банк: трудовые мигранты в 2018-м перевели на родину рекордный объем денег
Вопрос в том, что национальной платежной системе придется как-то уживаться с российским законодательством, ведь подавляющее большинство денежных переводов осуществляют граждане Таджикистана, уехавшие на заработки в Россию.
Согласно федеральному закону 161 "О национальной платежной системе", расчетным центром для российских операторов денежных переводов могут быть либо Центробанк, либо Внешэкономбанк, либо другая именно российская кредитная организация. Иностранцы в роли регулятора и контролера здесь выступать не могут.
То есть налицо возможный конфликт между таджикистанской инициативой и российскими законами.
В Душанбе ситуацию комментировать не спешат. Представитель Нацбанка сообщил Sputnik, что механизм еще находится в разработке, нуждается в согласовании, а потому делать выводы пока рано.
Крупнейшие системы денежных переводов вроде "Золотой короны", "Контакта", "Юнистрима" и MoneyGram, через которые мигранты чаще всего и отправляют деньги домой, тоже воздерживаются от комментариев, сообщая, что внимательно изучают вопрос. Примерно также отвечают и в российском Минфине.
Увы, если подобное юридическое противоречие действительно окажется серьезным и стороны за оставшиеся 2 недели не придут к компромиссу, то российские платежные системы могут временно заморозить все переводы в Таджикистан.
И в этой ситуации пострадают в первую очередь обычные граждане, трудовые мигранты и их семьи, которым спешно придется изобретать обходные способы отправки денег.
Падение рубля: как от антироссийских санкций пострадал Таджикистан
В первом квартале 2019 года физические лица перевели из России в Таджикистан 111,8 миллиона долларов, а средняя сумма одного перевода из России в республику достигала 195 долларов. Около 90% денежных переводов в Таджикистан из России поступают в российских рублях.
Стоит отметить, что с недавних пор граждане получают переводы исключительно в сомони и по не слишком выгодному курсу: 143 сомони за 1000 рублей. Для сравнения, курс сомони к рублю на 28 июля составлял 149 сомони за 1000 рублей, а в некоторых коммерческих банках их можно было обменять по 153 сомони.