ДУШАНБЕ, 19 сен — Sputnik. Перед трехсторонней встречей Запад организовал беспрецедентную кампанию шантажа и давления на "Газпром".
Смогут ли Украина и ЕС навязать Москве договор на своих условиях — в материале РИА Новости.
Газ под давлением
Перед ключевым раундом переговоров "Нафтогаз" выступил с угрозой: если Россия не согласится продолжить транзит на украинских условиях, Киев через суд потребует с "Газпрома" многомиллиардную компенсацию.
"Основная часть суммы — это пересмотр транзитного тарифа, который должен привести к выплатам со стороны "Газпрома" Украине, "Нафтогазу", компенсации в объеме 11-14 миллиардов долларов", — объяснил исполнительный директор группы "Нафтогаз" Юрий Витренко.
"Но есть и другие исковые требования, — добавил он. — Например, компенсировать нам разницу между стоимостью газа, который мы покупали на европейском рынке, и стоимостью газа, который "Газпром" должен поставлять нам по контракту после того, как предыдущий арбитраж изменил цену. Здесь тоже речь идет о сотнях миллионов долларов".
Дания изо всех сил тормозит выдачу разрешения на прокладку труб "Северного потока-2" в своей экономической зоне. Расчет на то, что срыв сроков запуска газопровода вынудит "Газпром" использовать украинский транзит дольше и в больших объемах, чем планируется.
Кроме того, суд ЕС по иску польской компании PGNiG постановил, что в соответствии с требованиями так называемого третьего энергетического пакета ЕС "Газпром" имеет право только на 50% мощности газопровода Opal, соединяющего "Северный поток" с газотранспортными сетями Европы, в том числе трубопроводами "Ямал — Европа" и центрально европейской транзитной системой STEGAL.
"Теперь "Газпром" не сможет полностью отказаться от транзита через Украину, так как придется сократить использование "Северного потока", — отметил министр энергетики Польши Кшиштоф Чожевский.
Украина предложит России новый газовый контракт на 10 лет
На переговорах в Брюсселе ЕС и Украина наверняка будут пугать представителей России тем, что газопровод "Северный поток-2" неизбежно постигнет судьба OPAL и "Газпрому" стоит рассчитывать только на половину его мощности. Поэтому альтернативы долгосрочному транзитному договору с Киевом у Москвы нет.
Губа не дура
Украина и Еврокомиссия хотят заключить транзитный договор на десятилетний срок, зафиксировав "коммерчески жизнеспособные объемы транзита, обеспечивающие инвесторам привлекательность вложения денег в модернизацию украинской ГТС". Об этом говорил в июле вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который сегодня представляет ЕС на переговорах в Брюсселе.
Киев настаивает на транзите 90 миллиардов кубометров. Это практически столько же, сколько в 2018 году (86,8 миллиарда). Другими словами, украинцы хотят, чтобы Россия вообще не использовала свои новые газопроводы "Турецкий поток" и "Северный поток-2". Разумеется, это нереально.
ЕС согласен на 60 миллиардов. Это минимум, обеспечивающий работоспособность и рентабельность газотранспортной системы Украины.
Но по срокам Евросоюз солидарен с Киевом: не менее десяти лет. И понятно почему: без гарантий долгосрочной загрузки невозможно найти покупателей на украинскую ГТС, а ее приватизация — главная цель Запада.
Но для "Газпрома" долгосрочный контракт означает невозможность в полном объеме задействовать мощности новых газопроводов и, соответственно, — миллиарды долларов недополученной прибыли.
Главная задача российской компании — обеспечить поставки европейским потребителям вне зависимости от капризов непредсказуемого "Нафтогаза". То есть "Газпрому" нужна возможность прокачивать газ через Украину до выхода на полную мощность "Северного потока-2" и "Турецкого потока-2". После чего маршруты экспорта будут определяться исключительно по их экономической привлекательности.
При этом Москва настаивает на пакетном соглашении, включающем в себя, кроме контракта на транзит, еще договор на покупку российского газа Украиной, а также урегулирование всех судебных споров.
Руководство "Нафтогаза" к этому не готово, поскольку перспектива взыскания с "Газпрома" миллиардов по судебным искам — единственное, что топ-менеджеры компании могут поставить себе в заслугу.
OPAL раздора. "Приятный газовый сюрприз" для Украины и проблема для Европы
Глава российского газового холдинга Алексей Миллер неоднократно подчеркивал, что российские условия тоже жесткие и уступок не будет — по крайней мере, по структуре соглашения. Так что переговоры предстоят очень трудные.
Тогда считать мы стали раны
Несмотря на бодрые публичные заявления, в Киеве понимают, что без российского транзита Украине будет очень плохо. Дело не только в транзитных платежах, без которых страну ждет финансовый кризис, но и в серьезных проблемах с обеспечением населения газом.
Ведь в случае прекращения транзита через Украину в Европе сразу образуется дефицит голубого топлива, поэтому закупать его "по реверсу" "Нафтогаз" уже не сможет. Даже если Киеву удастся найти лишний газ в ЕС, он будет очень дорогим.
Крах доверия. Европа готовится к банкротству "Укртрансгаза"
"Если у нас не будет транзита с 1 января 2020 года, украинская экономика потеряет 3-4% ВВП. Это также означает, что мы, возможно, получим проблемы безопасности газоснабжения Украины — попросту говоря, возникнет недостаток газа", — признает Юрий Витренко.
К экономическим трудностям добавятся внешнеполитические.
"Для европейских партнеров Украина станет менее важной, потому что предназначенный для европейского рынка газ больше не будет проходить через нас", — предупреждает Витренко.
Поэтому "Нафтогаз" готов сделать "Газпрому" "подарок": если российская сторона подпишет долгосрочное транзитное соглашение на условиях Киева, судебные иски на уже упоминавшиеся 11-14 миллиардов долларов предъявлять не будут.
Отдавая себе отчет в том, что Москва на этот шантаж не поддастся, Киев подготовил запасной вариант.
"Есть и другой сценарий: будет подписан контракт на транзит с 1 января 2020 года с европейскими компаниями, которые будут покупать российский газ на российско-украинской границе. Это позволит Украине не только процветать экономически, но и усилит уровень интеграции с рынком ЕС, и станет важным катализатором для реформ на Украине", — сообщил 11 сентября Юрий Витренко на газовой конференции в Киеве.
Чего не нужно ждать от новой украинской власти
То есть "Нафтогаз Украины" рассчитывает, что оплату украинского транзита возьмут на себя европейские потребители. Брюссель, шокированный таким предложением, моментально напомнил Киеву, кто здесь хозяин.
Европа в гневе
На прошлой неделе Марош Шефчович заявил, что в Брюсселе речь пойдет не только об объемах и сроках транзита, но и о порядке формирования транзитных тарифов, а также о "выполнении обязательств Киева по имплементации европейских энергетических норм, которые принесут ясность и прозрачность в украинскую газотранспортную систему".
Что имел в виду вице-президент Еврокомиссии, прояснилось после вброса в СМИ информации от "неназванных представителей Европейской комиссии": оказывается, "Газпром" вполне может продолжить транзит через Украину и без нового контракта с Киевом.
Дело в том, что, подписав в 2014 году "Соглашение об ассоциации" с Евросоюзом, Украина обязалась к 2020 году перейти на европейские энергетические нормы, подразумевающие, в частности, распределение мощностей на прокачку газа через аукционы.
То есть с 1 января Киеву придется регулярно выставлять свои транзитные мощности на аукционы, и "Газпром" сможет выкупать их в нужных объемах. А по мере ввода в строй обходных газопроводов — снижать объемы прокачки через Украину и экономить на транзитных услугах.
Для этого никакие переговоры с "Нафтогазом" не нужны, поскольку аукционы регулируются четкими европейскими правилами с прозрачной процедурой формирования тарифов на транзит.
Стало известно, кому Россия должна заплатить по справедливости
Понятно, что это хороший вариант для "Газпрома". А если Брюссель действительно поддержит такой сценарий, у Киева просто не останется возможностей для сопротивления. Разве что публично отказаться от "прочного европейского выбора", а также "верности европейским стандартам и правилам".