ДУШАНБЕ, 16 окт — Sputnik, Гарсия Рубен.Ровно 90 лет назад Таджикистан вышел из состава Узбекской ССР и стал самостоятельной республикой в рамках молодого советского государства. Предшествовала этому долгая партийная борьба и диспуты о том, какому народу должны принадлежать те или иные территории.
События 1920-х с одной стороны, стали основной современной таджикской государственности, а с другой, положили начало многолетнему конфликту по всей Центральной Азии, последствия которого остро ощущаются и по сей день.
Мы новый мир построим
После окончательной победы большевиков в гражданской войне остро встал вопрос: как будет управляться новое советское государство? И вкратце история размежевания Центральной Азии была такова.
Территориям, ранее входившим в Российскую империю формально было дано право на автономию и самоопределение в рамках молодой Страны Советов. Но по факту многие регионы, в основном на Кавказе и в Центральной Азии, не были моноэтничны и представляли пеструю карту народностей и языков.
И в случае объявления самостоятельности каждым из этносов, появились бы сотни карликовых республик с взаимными территориальными претензиями друг к другу. Что грозило большими проблемами начиная от реализации экономических планов партии до банального сохранения своей власти в удаленных регионах.
Так начался процесс Национального размежевания СССР - определение национальных административно-территориальных единиц государства.
Некоторые этнические группы были формально разделены на несколько народностей, так случилось с адыгейцами, кабардинцами и черкесами, которых ранее рассматривали как одну большую группу адыгов. Некоторые приобрели новое имя. К примеру, закавказские татары после с 1920-х стали называться азербайджанцами и получили собственные признанные территории.
Интереснее получилось в Центральной Азии. К моменту окончания гражданской войны здесь существовали четыре крупных административно-территориальных единицы - Киргизская и Туркестанская АССР (центр в Ташкенте) - обе в составе РСФСР, Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика.
Что касается казахов и киргизов, то коммунистами они рассматривались, как большая группа тюркских кочевых этносов, родственных друг другу, но весьма неоднородных. А потому было принято решение признать киргизов и казахов отдельным народами с выделением им собственных территорий.
А вот часть Туркестана, Бухара и Хорезм были объединены в 1925 году в Узбекскую ССР со столицей в Бухаре.
Борьба за свободный Таджикистан
Таджики попали в сложную ситуацию. С одной стороны, в ЦК партии понимали, что все персоязычные малые народности региона консолидируются вокруг большого таджикского этноса и именно персоязчное население является прямым наследником культуры и языка людей, столетия назад строивших Бухару и Самарканд.
С другой стороны, та же Бухара считалась узбекским городом, а у таджиков к тому момент даже не было крупного поселения, чтобы назвать его столицей. Но насчет города вопрос был решаемый, ведь своих "традиционных" больших столиц не было и у Киргизии с Казахстаном. Куда важнее, что численно таджиков было меньше, чем окружавших их тюркоязычных соседей.
Однако игнорировать право таджиков самоопределение в Кремле не могли, а потому 14 октября 1924 года, ЦИК СССР утвердил постановление об образовании Таджикской АССР в составе Узбекской ССР.
Формально таджики как этнос были юридически признаны отдельным самостоятельным этносом со своей территорией. Но при этом в административном плане Таджикистан оставался придатком своего соседа и реальной, прописанной в его названии автономии у него было немного.
Такое зависимое положение не устраивало ни таджикскую культурную элиту, ни местных партийцев-большевиков. И вскоре в Кремль полетели телеграммы о том, что неплохо бы во имя ленинских идей о самоопределении народов признать Таджикистан отдельной республикой.
Ключевую роль в признании Таджикистана сыграли большевики старой закалки: 1-й председатель ЦИК от Таджикистана Нусратулло Махсум и первый секретарь местного обкома Шириншо Шотемур.
И Шотемур, и Махсум были членами партии с начала 1920-х, запомнились последовательным установлением советской власти в регионе и борьбой с басмачами, а потому имели большой аппаратный вес и авторитет в Кремле.
"Решающее слово было за Сталиным, и его решение поддерживало все политбюро. Но если смотреть с таджикской стороны, главными вдохновителями Таджикской ССР были Шотемур и Махсум. Именно они высказали давно витавшую в воздухе идею о самоопределении", - рассказывает историк Гафур Шерматов.
Республика "белого золота"
По словам исследователя, у таджикской стороны был свой экономический козырь в рукаве. СССР тогда практически с нуля создавал промышленность и формировал новую социалистическую торговую систему. И первые научные экспедиции геологов и агрономов показали: Таджикистан обладает колоссальными запасами полезных ископаемых и большим промышленным потенциалом.
Несмотря на обилие запасов драгметаллов, главным богатством Таджикистана было "белое золото" – хлопок, столь необходимый советской промышленности. Именно для обеспечения СССР хлопком спустя несколько лет началось грандиозное строительство Вахшской оросительной системы или "Вахшстроя", а для обеспечения энергией многочисленных заводов создавались первые гидроэлектростанции.
К этому и апеллировали партийцы - если Таджикистан не будет придатком Узбекской ССР, а получит самостоятельность в проведении политики на местах, пользы от этого будет гораздо больше, и развиваться ТССР будет опережающими темпами.
Да, были и голоса против признания Таджикистана отдельной республикой, мол справятся ли таджики со своей самостоятельностью, уместно ли считать их отдельным народом?
Но аргументы эти оказались несостоятельными. В Таджикистане уже давно был сформирован устойчивый партийный аппарат, успешно проводивший политику центра на местах, а что касается культурной составляющей, то творчество отца современной таджикской литературы Садриддина Айни (справедливо считающемся "своим" и в Узбекистане) не оставляло сомнений в самобытности таджиков как этноса.
В итоге III Чрезвычайный съезд советов 16 октября 1929 года утвердил Декларацию о преобразовании Таджикской автономии в Таджикскую ССР, в состав которой вошли Горный Бадахшан, Гармский, Гиссарский, Кулябский, Курган-Тюбинский, Пенджикентский, Ура-Тюбинский округа.
Кроме того, стараниями Шириншо Шотемура к Таджикистану был присоединен Худжандский округ. Вероятно, в качестве компенсации за Самарканд, ненадолго ставший столицей советского Узбекистана.
Советский фундамент независимости
То, что Таджикистан стал союзной республикой, сыграло ключевую роль в его развитии. Расчет таджикистанцев на интенсивное развитие республики оправдался, за пару лет Душанбе из кишлака превратился в современный город, по всей республике началось строительство заводов, а спустя два года после исторического заседания в Таджикистане начали создавать масштабные сверхпроекты вроде Вахшстроя и каскада Варзобской ГЭС.
Увы, среди тех, кто боролся за создание Таджикской ССР, немногие смогли сполна насладиться плодами своих трудов. Шириншо Шотемур, Нусратулло Махсум и ряд других коммунистов старой закалки стали жертвами внутрипартийных чисток и закончили жизнь в 1937-38 годах во время "большого террора".
Судьба Садриддина Айни, своим трудом обеспечившего идейную поддержку самостоятельности Таджикской ССР, сложилась куда более удачно. Он написал несколько блестящих пьес, романов и научных публикаций, стал первым президентом Таджикской академии наук, заслужил три ордена Ленина и ушел на покой живым классиком национальной литературы.
К самому процессу национально-государственного размежевания в 1920-е годы историки относятся по-разному. С одной стороны, многие этносы впервые в истории получили юридически признанную независимость и собственное государственное образование.
С другой стороны, спешное разделение территорий между народами, зачастую без обсуждения и учета мнения самого народа, стало миной замедленного действия, взорвавшейся спустя десятилетия в 90-е, достаточно вспомнить все конфликты вокруг спорной Ферганской долины, кровавые беспорядки в Оше. И даже недавние перестрелки на таджикско-кыргызской границе – это прямое следствие скороспелой административно-территориальной политики раннего СССР.
Несомненно одно: именно решение 16 октября 1929 об образовании ТССР дало таджикам возможность на международном уровне заявить о себе как о самостоятельном народе и спустя много лет, в 1992-м, обрести долгожданную независимость.