Обрезание по-украински: почему кадры побегут из страны, а новых мест не будет

С начала года Украину сотрясает множество скандалов сразу: слив аудио совещания руководства кабмина и нацбанка, на котором премьер обсуждает "пустоголовость" президента, обнародование космических зарплат министров, их замов и "эффективных менеджеров" из госмонополий
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Плавно перешла в новый год из прошлого и скандальная тема принятия закона о рынке земель сельскохозяйственного назначения, без которого МВФ прямо отказывается давать Украине новые кредиты, пишет автор РИА Новости.

Эксперт объяснил, почему россияне вчетверо богаче украинцев
На их фоне менее заметной оказалась попытка нынешней власти осовременить трудовые отношения — проталкиваемые изменения в трудовое законодательство подаются именно под таким соусом. Мол, приведем трудовые отношения в соответствие с требованием сегодняшнего дня, и инвесторы встанут в очередь, чтобы создавать на Украине рабочие места. Но при ближайшем рассмотрении предлагаемое "осовременивание" — это урезание прав и гарантий наемных работников, остающихся у них со времен СССР.

Основным законом, который на сегодня регулирует трудовые отношения на Украине, до сих пор является Кодекс законов о труде (КзОТ), принятый еще в 1971 году. Правда, в него с тех пор было внесено 135 изменений, причем 116 из них — уже после распада СССР.

Спору нет, все это законодательство является устаревшим, даже несмотря на постоянно вносимые него изменения. Например, нормально не урегулированы возможности взаимоотношений работодателя с сезонным работником или фрилансером. А государственная инспекция по труду, которая в теории должна следить за соблюдением прав работников, на Украине давно превратилась в один из самых коррумпированных органов, нацеленный на поиск нарушений со стороны работодателя и полюбовное решение вопросов по факту их обнаружения. При постмайданной власти эти возможности госинспекции существенно расширились посредством кратного увеличения штрафов (размер штрафа за каждый случай нарушения подняли до пяти тысяч долларов) и резкого увеличения числа проверок.

Ну и наконец, имеется проблема массового несоблюдения трудового законодательства — особенно со стороны малого и среднего бизнеса. И особенно в сфере торговли и услуг.

Решать проблемы, возникшие в трудовом законодательстве, представители монобольшинства и кабинет министров решили традиционно для себя — не вполне естественным способом.
В декабре в Верховной раде были последовательно зарегистрированы законопроекты, инициированные представителями фракции "Слуга народа" с предельно понятными названиями: "Об отдельных вопросах деятельности профсоюзов" и "О дополнительных основаниях для увольнения". Стоит заметить, что законопроекты подавались не рядовыми депутатами фракции из числа условных свадебных фотографов, а главой профильного комитета Верховной рады — по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.
Разумеется, эти проекты отмену "древнего" КзОТа не предполагают — просто немного корректируют.

Украина в тупике: гривна растет, а промышленность падает
Первый предусматривает, например, возможность увольнения работника на основании такого экзотического обстоятельства, как "утрата доверия" со стороны работодателя. А также исключает любую необходимость согласования увольнения с профсоюзами и даже покушается на трудовые права беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет.

Второй нацелен на максимальное ограничение прав и возможностей профсоюзов и затруднение их деятельности, прямо нарушая положения базовой Конвенции Международной организации труда (МОТ).

На следующий день после регистрации второго из упомянутых депутатских законопроектов в Раду был подан еще и законопроект кабинета министров "О труде", который предусматривает уже прекращение действия законов об отпусках и оплате труда, а также КзОТа. Причем его внесение было определенно согласованной с депутатами "Слуги народа" акцией — это несколько более либеральная по отношению к работникам альтернатива драконовских депутатских проектов. Но целые его положения повторяют положения депутатских проектов.

Из наиболее заметных отличий: в правительственном проекте решили не бить по "декретчицам" и отказались от идеи увольнения за "утрату доверия".
Но и без того в нем оказалось немало интересного.

Несмотря на протесты Международной конфедерации профсоюзов, Европейской конфедерации профсоюзов, а также десяти европейских отраслевых федераций профсоюзов, которые подписали письмо в адрес высшего руководства Украины, права профсоюзов при увольнении работников все же предлагается обнулить.

Госпредприятия Украины отжаты эффективными иностранными менеджерами
Как это сочетается с заявленным движением Украины в Европу, где права профсоюзов "ого", — одному Зеленскому известно. Похоже, речь идет о движении в Европу XIX века — другие предлагаемые нормы это предположение подтверждают.

Восьмичасовой рабочий день, согласно проекту, должен кануть в Лету. В проекте — и то лишь в качестве ориентира, а не строгой нормы — указана 40-часовая трудовая неделя. Норма же — чтобы отдых между сменами составлял не менее 12 часов, то есть разрешен 12-часовой рабочий день. Правда, раз в неделю должен быть 24-часовой отдых. Разумеется, делается это под утверждения о том, что работники сами этого хотят, а антинародный "коммунистический" КзОТ мешает им это делать.

При этом доплата за сверхурочную работу, включая работу в ночь, в выходные и праздничные дни, сокращается до 20 процентов.

Проект в принципе поощряет заключение срочных трудовых договоров, включая краткосрочные и сезонные. Немал риск, что работников будут подсаживать на краткосрочные договоры с возможностью продления, чтобы не иметь никаких проблем с их внезапным увольнением.

Вообще заключение письменных или электронных трудовых договоров согласно проекту становится делом обязательным. Причем авторы ничтоже сумняшеся ездят по ушам электората, сообщая ему, что каждый теперь сможет предусмотреть в договоре с работодателем штрафные санкции для последнего за нарушение им каких-либо условий труда.

Но и при долгосрочном, и даже при бессрочном договоре работодатель должен получить право увольнять работника по собственной инициативе. Для этого ему будет достаточно предупредить работника за 15-90 дней — в зависимости от того, как долго тот работает на него (градация идет от полугода до десяти и более лет). Достаточно будет направить СМС.

Украина пока побеждает в "чемпионате санкций"
Кроме того, работодатель получает право уволить работника без предупреждения при нарушении им условий трудового договора свыше двух раз за 180 дней. Каких именно условий — не сказано.

Если работник вследствие временной нетрудоспособности не появляется на работе четыре месяца подряд или 150 дней в году, то он тоже может быть уволен. Тяжелыми болезнями болеть станет еще опаснее.

Впрочем, и десяти дней отсутствия на работе тоже будет достаточно для увольнения, даже если человек эти десять дней проведет в реанимации, — достаточным условием будет, если он не сообщил о своих проблемах.

Кстати, возвращаясь к правам рожающих женщин. Стоит сказать, что согласно проекту уже по прошествии 56 дней после родов они могут быть уволены на общих основаниях. Сейчас в соответствии с "коммунистическими пережитками" женщин с детьми до трех лет увольнять нельзя.

В законопроекте отсутствует какое-либо упоминание об оплачиваемых дополнительных отпусках, которые сегодня предусмотрены для ряда категорий граждан: одиноких матерей, работников, выполняющих тяжелую работу (шахтеров, металлургов), чернобыльцев и так далее.

И это неполный перечень социальных "обрезаний".

Чудо на миллиарды: украинская экономика готовит большой сюрприз
Стоит добавить, что полномочия госинспекции по труду предлагается существенно сузить, что в сложившейся ситуации приведет к сужению коррупционных возможностей этого органа, хотя в теории это тоже наступление на права наемных работников.

Фантазии правительства "профана" — Гончарука и подготовившего законопроект министра экономики, "дебила" (по собственному определению) Милованова о том, что урезание и так-то не очень соблюдаемых прав и гарантий работников приведет к всплеску инвестиций, представляются глубоко ошибочными. Западные "партнеры" не для того открывали для украинцев рынок рабочей силы, чтобы переносить в страну, из которой бегут рабочие руки, производственные мощности. Ведь имеющиеся минимальные социальные гарантии — 115-я проблема для украинской экономики.

Заходящие на Украину транснациональные корпорации априори предлагают работникам более серьезные социальные пакеты, нежели те, что предусмотрены законодательством. А украинские работодатели проблему трудовых отношений (за исключением, быть может, действий госинспекции по труду) не видят в числе приоритетных в принципе.

В итоге предлагаемые изменения, вероятнее всего, дадут украинским гражданам лишь дополнительный повод сбежать из страны.