Таджикистан прекращает подачу электроэнергии в Узбекистан и Афганистан. Ограничения на подачу электричества вводятся и в самой республике. Решение связано с беспрецедентно низким уровнем воды в Нурекском водохранилище.
По словам гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, главной проблемой Центрально-Азиатского региона в энергетике и других сегментах является то, что образовавшиеся после распада Советского Союза государства мыслят в категориях самостоятельности, хотя никто не ставит под сомнение их суверенитет.
"Во-первых, государства не хотят зачастую посмотреть на ситуацию в комплексе, какие возможности есть для кооперации или еще чего-то. Во-вторых, они все время пытаются найти какие-то аргументы, чтобы иметь экономический или энергетический козырь и выстраивать разговор с соседями по принципу: у меня есть то, что вы не можете игнорировать", - сказал эксперт в беседе со Sputnik Таджикистан.
Симонов назвал распределения водных ресурсов болезненным вопросом для стран Центральной Азии, который порождает огромное количество конфликтов. По его словам, водная тема очень сильно связана с энергетической, поскольку возникают природные катаклизмы.
"Засуха - это нередкое явление для этого региона. Эту ситуацию мы и наблюдаем сейчас в Таджикистане: ушли водные ресурсы, соответственно, упала возможность производить гидроэнергию. Страдает сам Таджикистан, страдают соседние государства. Но эта ситуация является предсказуемой. Потому что климат данного региона предполагает засушливые летние периоды, но никакого механизма на этот счет не существует, получается, постоянно и происходят такие сложные истории", - пояснил Симонов.
Он подчеркнул, что гидроэнергетическая система объективно связывает государства.
"Выходить из этой ситуации можно, только, мне кажется, принципиально изменив линию поведения и осознав, что нужно все-таки какие-то кооперационные модели выстраивать", - заключил эксперт.