В рамках визита в Душанбе и. о. главы Министерства иностранных дел Афганистана Ханифа Атмара стороны обсудили в том числе проект строительства железной дороги Джалолиддин - Руми - Нижний Пяндж и моста через реку Пяндж в Кундуз.
"Проект железной дороги между Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном с самого начала обсуждения казался молореализуемым, не потому что он неважен, как раз наоборот, он мог бы быть полезен для республики, а потому что на него не хватит средств. Необходимы внешние инвесторы, самостоятельно три республики реализовать столь масштабный проект, тем более в сегодняшних условиях, не смогут", - сказал Попов Sputnik Таджикистан.
По его словам, проекту нужен крупный новый инвестор, а никто из больших региональных игроков или международных финансовых институтов к нему интереса не проявлял.
Эксперт также напомнил, что Туркменистан официально не заявлял и не признавал, что осуществляет блокировку таджикского автомобильного транспорта и грузопотока через свою территорию.
Хотя публично туркменские власти объясняли это вопросами безопасности и борьбой с наркотрафиком, по его словам, это связано как раз с нежеланием Душанбе достраивать эту дорогу.
"Таджикские перевозчики испытывают серьезные проблемы при транспортировке грузов через Туркменистан, особенно это касается торговли с Турцией и Ираном. Однако Таджикистан ищет обходные пути, пускает грузы по более длинному маршруту через Казахстан, Азербайджан, все это удорожает перевозки, это затратно для предприятий и перевозчиков, но тем не менее они с этой проблемой справляются", - добавил он.
Тем более в условиях отношений с Узбекистаном товарооборот с внешним миром облегчен для Таджикистана, считает Попов.
По его мнению, у Таджикистана нет сейчас финансовых возможностей на строительство дороги, все свободные средства направляются на достройку Рогунской ГЭС.
Другие же направления, например, дорога в Китай, которая также обсуждалась, - очень сложная с инженерной точки зрения и затратная, потому что должна проходить через высокогорные районы.