На днях бывший заместитель министра экономики Украины и нынешний руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта сообщил о том, что только за прошлую неделю непрофинансированные расходы государственного бюджета Украины увеличились на два миллиарда гривен, достигнув 9,4 миллиарда. Причем три миллиарда из этой суммы — это т. н. защищенные статьи расходов, пишет автор РИА Новости.
Ранее мы писали об изменении Украиной модели финансирования бюджетного дефицита. Если в 2019 году она была основана главным образом на привлечении на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) спекулятивных капиталов под высокий процент, то в 2020 году было решено финансировать дефицит преимущественно через тот же рынок, но эмиссионным путем.
Слухи о том, что Казначейство работает "в режиме картотеки", то есть ручного управления финансированием расходов с постановкой в очередь части из них, ходили уже пару недель. Упомянутый Павел Кухта подтвердил, что так оно и есть:
"Люди из системы (Казначейства. — Прим. авт.) говорят, что с 9 ноября казна работает в режиме картотеки — до ночи сводят поступления, наутро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают".
Для выхода из сложившейся ситуации бывший заместитель министра экономики, как и положено калиброванному "соросенку" (в прошлое правительство он попал именно по квоте внешних управляющих, а ныне числится в "соросовской" Киевской школе экономики), видит только один путь: срочное возобновление сотрудничества с МВФ путем немедленного выполнения всех требований фонда.
Крайне показательно не только рано начавшееся в этом году ручное управление расходами со стороны Казначейства, но и накопление им долгов по защищенным статьям расходов. К таковым, согласно украинскому законодательству, относятся расходы на:
- оплату труда бюджетников и начисления на зарплату,
- приобретение медикаментов,
- обеспечение продуктами питания,
- оплату коммунальных услуг и энергоносителей,
- обслуживание государственного долга,
- трансферты населению и местным бюджетам,
- меры, связанные с обороноспособностью,
- выплаты по государственным деривативам и т. п.
Разумеется, все перечисленное — в рамках, предусмотренных законом. Тем не менее защищенные статьи — это 80% всех расходов бюджета.
В текущей информации Казначейства не видно, какие именно статьи защищенных расходов оно перестало финансировать. Зато понятно, что за последнюю неделю ноября, чтобы уложиться в плановые показатели, профинансировать по защищенным статьям нужно более 50 миллиардов гривен. Это невероятно: меньшая сумма была профинансирована за первые 23 дня месяца.
Судя по сложившейся тенденции, даже без объявления второго локдауна из украинского бюджета к концу года не будут профинансированы расходы более чем на 50 миллиардов гривен (не менее пяти процентов расходов бюджета). В случае локдауна эта сумма должна существенно превысить 100 миллиардов.
Но главным нетрадиционным источником в прошлом году стал "Газпром", заплативший "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража 2,9 миллиарда долларов. Меньшая часть этой суммы прикрыла дыру в бюджете-2019, а большая на протяжении января — июня балансировала бюджет уже этого года.
Одновременно "Нафтогаз" должен погасить свой долг за газ, поставленный ему "Укрнафтой" еще в 2006 году (причем этот долг признан в фантастическом размере — 15 миллиардов гривен). И заплатить еще 24 миллиарда "Укрнафте" авансом за газ будущей добычи. Наконец, "Укрнафта" якобы перечислит 30,4 миллиарда гривен долга и еще 6,2 миллиарда гривен налогов, образовавшихся по этим операциям.
Поэтому более реалистичный вариант — идти на поклон к МВФ. Уже не за траншем, а хотя бы с просьбой разрешить более активно включить печатный станок Национального банка. К 23 ноября Нацбанк выделил на долгосрочное рефинансирование 37,5 миллиарда гривен (все ушли на финансирование дефицита через покупку ОВГЗ) и еще 30 миллиардов — на среднесрочное (большая часть тоже ушла на покупку ОВГЗ). До конца года эту сумму надо как минимум удвоить (чтобы закрыть хотя бы защищенные статьи), а то и утроить. Альтернатива — недофинансирование расходов, что создаст снежный ком проблем, который будет с первых месяцев давить на бюджет-2021.