В минувшем 2020 году в России утвердили сразу несколько законодательных инициатив, направленных на облегчение режима пребывания иностранных граждан в России или получения гражданства РФ.
И хотя профильные ведомства публично признают, что необходимо упрощать законодательство и в каких-то вопросах даже идти навстречу мигрантам.
Однако все эти позитивные начинания совершенно не затрагивают одной очень многочисленной и уязвимой категории иностранных граждан - детей с миграционным опытом.
Российская образовательная система не заточена под интеграцию детей-инофонов, слабо владеющих русским языком, а у педагогов остро не хватает времени, мотивации и опыта, чтобы дополнительно заниматься с ними, отмечает специалист интеграционной программы "Одинаково разные" Анна Тер-Саакова.
"Как правило, вопрос именно во взрослых, в педагогах, в администрации школ. Идеальная картина - это сделать тему образования детей мигрантов менее политизированной. Ведь это просто дети, которым требуются определенные дополнительные занятия", - пояснила эксперт Sputnik Таджикистан.
По ее словам, оптимальным было бы организовать в России несколько центров подготовки кадров по определенным методикам обучения педагогов, а также возможность повышения квалификации для обучения именно детей трудовых мигрантов. Серьезным подспорьем являются инициативы общественных и волонтерских организаций. Например, программа "Одинаково разные" провела в декабре онлайн-конференцию для педагогов и администраций школ. Однако такая помощь не способна решить весь комплекс проблем с образованием детей-инофонов на уровне страны.
В Иркутской области стартовал проект по адаптации детей мигрантов
Необходимо сделать массовую подготовку педагогов и на уровне вузов, по возможности проводить внеурочные занятия, а также предусмотреть стимулирующие надбавки для учителей, пояснила Тер-Саакова.