Почему США никогда не решат конфликт в Нагорном Карабахе

На очередное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном повлияло много факторов: кто сможет поставить точку в одной из самых кровопролитных войн на постсоветском пространстве?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 12 мар — Sputnik. Порядок, который определял основы международной политики после холодной войны, подвергся серьезным испытаниям, пишет информационный портал Eurasianet.
Одним из ярких примеров можно считать вспыхнувший в конце сентября прошлого года конфликт в Нагорном Карабахе. В своем материале для издания журналист Геворг Осканян разобрался, какие именно причины вновь спровоцировали масштабную кровопролитную войну.
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе может рассматриваться как первая межгосударственная война нового времени, поэтому она актуальна и за пределами Кавказа. Вторая Карабахская война раскрыла фиктивность либерального международного порядка, считает автор.
"Незавершенная победа", или Почему решение карабахского конфликта еще впереди
Инициатором создания этой системы межгосударственных отношений после Второй мировой войны стали США. Концепция предполагает поддержание мирного порядка путем демократизации, международного права и экономической интеграции. Наиболее полно данные нормы были реализованы в Европе. 
Для того чтобы распространить влияние либерального интернационализма на менее благополучные государства, были созданы такие организации, как ОБСЕ, Совет Европы и другие. Среди горячих регионов оказался и Южный Кавказ.
До конца 2000-х этот порядок казался неоспоримым. Но мировой финансовый кризис 2008-го, последствия войн в Ираке и Афганистане, подъем Китая и вызов популизма на Западе - все это поставило под сомнение систему новых ценностей. Однократные обещания мира и процветания, несмотря на распространение либеральных ценностей, быстро утратили доверие.
Снижение значимости ранее важных норм и ценностей сыграло большую роль в оттаивании самого кровопролитного и ожесточенного из всех "замороженных" конфликтов на постсоветском пространстве, а именно Карабахской войны.

Почему снова вспыхнул Нагорный Карабах

Южный Кавказ всегда был регионом, которого международный либеральный порядок почти не коснулся. Даже энергетическое сотрудничество и инвестиционные потоки между самыми дружественными странами региона, Грузией и Азербайджаном, не привели к более тесному сотрудничеству.
Кроме того, три государства региона решили взаимодействовать с основными пропагандистами либеральных общественных благ - НАТО и ЕС - на разовой основе и в весьма различной степени.
Проблемный Карабах: почему у Армении большие потери в войне с Азербайджаном
Вражда между Арменией и Азербайджаном сдерживалась старым соглашением, инициатором создания которого много лет назад стала Россия. Однако баланс между Баку и Ереваном в итоге был нарушен.
Армянские власти недооценили разрыв между своими ресурсами и возможностями Азербайджана, проводя непозволительную для них агрессивную внешнюю политику.
Ереван также не учел способность как России, так и Запада вмешаться в конфликт. Более того, Армения была застигнута врасплох изменениями в региональной политике - самое главное, гораздо более интервенционистской внешней политике Турции. Эти события позволили Баку вступить в войну, завершившуюся решительной победой.

Смерть либерального международного режима

По мнению Осканяна, многие не учитывают, что именно упадок либерального международного порядка обострил Нагорно-Карабахский конфликт с новой силой. Мировая картина существенно изменилась за последние 10 лет.
В 2010-м США еще имели вес в Южном Кавказе: Америка продвигала членство Грузии в НАТО и строила энергетические коридоры между Азербайджаном и Европой, а также принимала активное участие в Минской группе ОБСЕ, выступающей посредником в армяно-азербайджанском конфликте.
Вновь созданное ЕС Восточное партнерство и присущая ему либеральная нормативная база рассматривались как короткий путь развития данной идеологии во всех трех региональных столицах.
Драма Армении: чем обернется для Пашиняна провал в Нагорном Карабахе
Спустя 10 лет США утратили возможность влиять на события в периферийных регионах, поэтому отошли от части демонстративной приверженности "ценностям" во внешней политике.
Восточное партнерство заключило своеобразные договоренности с бывшими советскими государствами, гораздо менее готовыми принять навязанную модернизацию.
Все, что сделал Брюссель во время конфликта - проявил наигранное выражение беспокойства перед широкомасштабными нарушениями международного гуманитарного права. 
Падение влияния США и ЕС открыло перед Турцией возможность выбора собственного агрессивного пути. Для небольших стран с гибкой внешней политикой и способностью играть на нескольких сторонах, таких, как Азербайджан, это развитие событий было благоприятным. Для небольших государств с меньшим влиянием, таких как Армения, последствия данных действий оказались катастрофическими. 

Нагорный Карабах раздора

Последствия Нагорно-Карабахской войны выходят далеко за пределы Южного Кавказа. Решить конфликты так или иначе пытались разные страны, в том числе США. 
Бывший президент Америки Дональд Трамп испытал на себе всю несговорчивость Армении и Азербайджана. Убежденный в том, что свернуть боевые действия можно за несколько часов без особых усилий, он ринулся в бой за мир.
"Я называю это "легкий случай". Мы разберемся с этим. <...> Это легко, если знаешь, что делаешь", - сказал Трамп на митинге в штате Нью-Гэмпшир.
Однако конфликт в Нагорном Карабахе оказался не по зубам Трампу. Буквально через несколько часов после "заключенного" между сторонами соглашения бои развернулись с новой силой.
Каковы перспективы российско-турецкого мониторинга в Карабахе
Вмешиваться пришлось президенту России Владимиру Путину. Именно после его участия в переговорах Армения и Азербайджан сложили оружие и начали обмен военнопленными. Выстрелов в регионе не слышно уже более 4 месяцев.
Теперь попытать счастья в Южном Кавказе может администрация нового главы США Джо Байдена в надежде стать миротворцем. Особенно если учесть желание политика показать отличие от предшественника.
Но это уже вызов для США. Вернется ли Америка к нормам, существовавшим до Трампа, или же будет вести новую, более сдержанную и менее интервенционистскую внешнюю политику? Была ли эпоха Трампа всплеском, простой интермедией или указанием на что-то более глубокое и структурное? Сможет ли Байден справиться с вызовами либеральному международному порядку, будет иметь значение далеко за пределами США. Все эти вопросы пока остаются без ответа.
Но одно известно точно: без участия России в Нагорном Карабахе решить конфликт даже США не под силу.