ДУШАНБЕ, 3 апр — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Тысячелетия назад орды людей на повозках и боевых колесницах начали путь из мифического "арийского простора" в сторону Центральной Азии и дальше - в Индию и Иранское нагорье.
Никто точно не знает, почему древние арии - предки иранцев, индийцев, таджиков, афганцев и еще десятка восточных народов - решили отправиться в неизвестность на поиски нового дома. Возможно, они сдвинулись с места, ведомые харизматичными лидерами, обещавшими новую счастливую жизнь на далеких землях. Возможно, их гнало вперед некое климатическое бедствие, резкое похолодание или эпидемия - и вот человеческий поток хлынул с привычных мест.
Возможно, причины более прозаичные - людям стало не хватать земель, ресурсов, пищи. А значит, искать их нужно было где-то еще.
Ответов на вопрос - почему люди сотнями тысяч ушли на восток - у исследователей нет. А равно как и знаний о том, где находилась воспетая эта самая "Арьяана Ваэджа" - воспетый в текстах священный "арийский простор".
Но следы этого глобального передвижения по евразийскому материку сохранились в материальной и духовной культуре многих этносов подобно осколкам большого зеркала, рассыпанного по всему свету.
К сожалению, в XX веке легенды и символы ариев стали заложниками идеологов Третьего рейха, извративших их форму и суть. Сами арии стараниями лжеученых-историков превратились в придуманных "арийцев", не имеющих никакого отношения к реальному прошлому древнего народа. Сам академичный термин "арии" в представлении людей, малознакомых с историей, и сейчас напоминает лишь об омерзительной расовой политике нацистов.
Однако для ученых это вовсе не повод забросить исследование загадочного народа, несколько тысяч лет назад заселившего пространство от Индии до Ирана.
Где искать арийскую родину
Лингвисты и историки считают, что в V-IV тысячелетии до н. э. существовала генетически родственная индоевропейская семья, от которой образовались германские, кельтские, романские, славянские, греческий, армянский и индоиранские языки.
Существует три гипотезы о прародине индоевропейцев. Согласно первой, они расселились между между Центральной Европой и степными просторами Евразии. Другая гласит, что место формирования этой общности - пространство в низовьях Волги и степях Северного Причерноморья. А согласно третьей версии, прародина индоевропейцев располагалась в Передней Азии (современная Турция и север Сирии), откуда они расселились по Европе, Ирану, Афганистану, Центральной и Южной Азии.
Этническая общность индоиранцев была отражена в самоназвании "арья", переводимом как "благородный". Легенды о том, что все иранские народы ведут свое начало от трех братьев - Сайрима, Тура и Ираджа, - видимо, соответствовали разделению их на три генетически связанных племени.
Бесценным источником информации для нас являются тексты персидской Авесты, переводимой как "наставления или восхваление", и индийских Вед, с санскрита - "учение". Именно отсюда исследователи черпают знания о прародине, образе жизни, верованиях и миграции наших очень древних предков. Арии первыми в Старом Свете одомашнили лошадей, научились пасти большие табуны, выработали приемы их тренировки. Они научились запрягать лошадей в колесные повозки, на которых совершали длинные переходы на большие расстояния, а в военных предприятиях использовали супероружие той эпохи - боевые колесницы.
Именно с этого момента в эпоху поздней бронзы (III-II тыс. до н. э.) начинается отделение индоиранцев (ведических и авестийских ариев) от индоевропейского конгломерата и их великое продвижение на восток, завершившееся покорением Индии и заселением Ирана и Центральной Азии.
Из воинов - в земледельцы
Словно два крупных айсберга от большого ледяного материка они стали отдаляться друга от друга, передавая иным народам свой импульс и впитывая особенности других культур.
Наиболее жесткое противостояние произошло на территории Индостана. По-видимому, здесь арии начали войну за плодородные густонаселенные территории с местным дравидским населением.
Известный советский индолог Семен Тюляев писал: "Окончательная гибель древнеиндийской цивилизации, достигшей высокого уровня развития и занимавшей огромную территорию, не может быть объяснена одними внутренними причинами или изменениями в природных условиях. Ее упадок несомненно прогрессировал, но его ускорение было связано с расселением новых племен".
Дравидов было намного больше, их уровень культуры - гораздо выше, крепкие стены больших городов защищали от наводнений и набегов соседей. Но противостоять воинскому искусству чужаков на колесницах дравиды все-таки не смогли. Теряя людей в бесконечных сражениях, аборигены отступали на юго-восток Индии. Так пала великая Хараппская цивилизация, ослабленная природными катаклизмами и добитая натиском ариев, стремительно завоевавших территории Афганистана, Пакистана и большую часть Индии.
Границы продвижения воинственных племен хорошо видны на карте и сегодня - весь северо-запад говорит на индоевропейском хинди, тогда как для населения юго-запада родными являются дравидские языки.
А вот миграция индоиранцев, судя по всему, не сопровождалась такими масштабными конфликтами – территории Центральной Азии и Ирана были не так плотно заселены и земли пока хватало на всех.
В I тысячелетии до н. э. многоязычная волна пришельцев из "арийского простора" дробится на несколько обособленных языковых и этнических общностей, хотя и связанных общим прошлым. Неутомимые кочевники постепенно превращались в земледельцев, чтобы осваивать и приумножать богатства завоеванных территорий. Восточноиранские народы - бактрийцы, согдийцы, хорезмицы, скифы и парфяне - обосновались в Центральной Азии. Тогда как западные иранцы - персы, мидийцы, курды, белуджи - освоили территорию современного Ирана и Ирака.
И хотя сообщества "индийских" и "иранских" ариев оказались разделены тысячами километров и пошли по разному пути развития, они не утратили общего культурного прошлого. Реконструкция древнеиранской религии указывает на схожесть их сакрального мировоззрения и дает нам возможность взглянуть на духовный мир людей четырехтысячелетней давности.
Свастика и колесо
Так, общим для предков индийцев и персов был культ огня и священного опьяняющего напитка - хаумы или сомы. Созвучны не только обряды и термины, но и имена богов, дошедшие до наших дней. Так, авестийский царь Йима (поздний Джамшед) соответствен ведическому индийскому Йаме. Верховное божество Варуна в "Ригведе" индийцев соответствовало иранскому богу Ахура-Мазде.
В период раскола индоиранских племен обращает внимание религиозное противостояние между индоарийскими и древнеиранскими племенами, где смыслы некоторых сакральных понятий буквально переворачивались с ног на голову. К примеру, понятие "дэва" у древних индийцев означало "бог", а у иранцев - "демон". И наоборот, древнеиранское "ахура" (бог) стало соответствовать индоарийскому "асура" (демон).
Самым узнаваем символом индоариев и индоиранцев была свастика, впервые встречающаяся еще на керамических горшках андроновской культуры. Увы, в 1930-х годах "усилия" пропагандистов и лжеученых Третьего рейха настолько дискредитировали этот древний знак, что в России и многих странах Европы за публичное его размещение можно получить штраф или реальный срок.
Попытаемся беспристрастно взглянуть на значение данного символа до того, как он стал игрушкой в руках нечистоплотных политиков.
В пространственном отношении свастика означала стороны света, определявшие позицию человека, защищенного с четырех направлений. Свастика, в индийском названиях "Су-асти" (Хорошо есть) или древнеиранском - "ху-асти", довольно точно соответствует пожеланию добра в современном таджикском языке - "хуб асти". Имя арийского бога неба в санскрите Варуна в форме Вартан сохранилось в памирских языках и переводится как "двигатель", "колесо", "водоворот", "вращение".
Варианты свастики в искусстве востока
© Архив Мунавара Мамадназарова
Правда, у таджиков свастика часто трансформировалась в крест, использовавшийся в различных обрядах. К примеру, он наносился сажей на больные участки тела ребенка для скорейшего исцеления.
Другим значимым символом древних ираноязычных народов было колесо. Российский историк Лев Клейн обратил внимание на находку бронзового кольца с четырьмя спицами в станице Новосвободной (Адыгея), датируемого IV тысячелетием до н. э.
Он полагал, что это символ солнца, который устанавливали над сосудом с пестиком, в котором отжималось священное растение. Аналогию этому предмету исследователи нашли в древнем эпосе индийцев Махабхарате. Там священное колесо охраняло сосуд с бессмертием. У греков похожее варево стало напитком богов - амброзией.
Подобный символ встречается у русских, французов, немцев, шведов и итальянцев. Вероятно, этот обычай пришел от скифов, а те восприняли его от далеких индоиранских предков, некогда живших в Причерноморье.
К примеру, раньше на Масленицу в русской традиции весеннее солнце возят сани, посреди которых установлен столб и на него надето вертящееся колесо. У таджиков есть понятие "чархи фалак", которое можно перевести как "колесо (превратности) судьбы", меняющееся во время вращения.
Строим кругами
На прародине индоиранцев под влиянием космологических представлений создавались архитектурные формы, которые во II тысячелетии до н. э. были привнесены в Центральную Азию, Индию Иран, Закавказье и Малую Азию, став очень важными маркерами древней культуры.
Знаменитый исследователь и переводчик Иван Стеблин-Каменский упоминает, что в авестийских текстах первое здание, возведенное царем иранцев Йимой, состояло из трех концентрических кругов.
По велению бога Ахура-Мазды царь строит город для защиты от стихийных бедствий. Он три раза - через 300, 600 и 900 лет - расширял землю и зажег в Хорезме (страна Солнца) первый из трех священных очагов зороастрийской религии - огонь жрецов. Именно в форме жилищ, культе огня и солнца, а также особой роли числа 3 мы видим общий архетип в строительных традициях большинства ираноязычных народов.
Даже модель авестийского рая garo-nmano также представляла собой три пространства, которые наполнялись тремя важными смыслами. Первое пространство рая - праведная мысль; второе пространство - праведное слово, и третье - праведное дело. Позже эта структура воплотилась в триаде зороастрийской этики: благая мысль, благое слово и благое дело. Также традиция круглых сооружений могла быть связана с привычкой устанавливать перед ночлегом повозки кольцом, образуя своеобразную крепость на колесах.
Общие культурные особенности ираноязычных народов на территории от Каспия до Зауралья подтверждают и археологические данные. Так, Аркаим - укрепленное поселение индоиранцев эпохи средней бронзы (XVII-XVI вв. до н. э.) - это почти правильная кольцевая структура, образованная двумя кольцами стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева, с центральной площадью.
Схема городища Аркаим
© Архив Мунавара Мамадназарова
Каждое жилище Аркаима разделено на производственную и жилую части с многочисленными колоннами, поддерживающими крышу, и световыми люками в потолке. Планировка Аркаима также близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово "мандала" переводится как "круг", "диск". В "Ригведе", где слово встречается впервые, оно также имеет множество значений: "колесо", "кольцо", "пространство", "собрание".
Кроме Аркаима на Южном Урале также были обнаружены остатки 20 городов со схожей структурой. Подобные культовые области были найдены на территории современных Казахстана, Афганистана, в иракском Багдаде и российской Туве. Ряд исследователей полагают, что именно здесь, в пространстве Зауралья и Центральной Азии, располагался мифический "Арийский простор".
Солярная символика в градостроительстве
© Архив Мунавара Мамадназарова
Традиция возведения круглых в плане строений и связанной с ними солярной символикой характерна для сакских могильников Памира и храмовых комплексов Богев дара в Шугнане. А в памирских наскальных рисунках Акджилга есть изображения запряженных колесниц, относящихся ко времени индоиранского переселения (II тыс. до н. э.), которые отображают солярно-космические образы, а кони и колесницы часто выступают как атрибуты солнечного божества Митры.
При рассмотрении снимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий и позволят нам узнать много нового об истории ариев.