ДУШАНБЕ, 21 апр — Sputnik. Обрушившийся в 2020 году на мир коронавирус больно ударил по экономическому развитию всех стран. Пандемия привела к закрытию границ, ограничению транспортного движения, нарушению устоявшихся схем товарооборота и падению благосостояния граждан.
Миллионы таджикских семей, зависевших от денежных переводов, потеряли основной источник дохода, поскольку трудовые мигранты не смогли отправиться на заработки в Россию и Казахстан.
Ухудшил ситуацию рост цен на горюче-смазочные материалы, набирающий обороты с весны прошлого года. Изменение стоимости ГСМ автоматически отражается на ценниках в магазинах и на рынках Таджикистана.
Тенденция касается не только импортных товаров, которые стало сложнее ввозить в республику, но и продуктов первой необходимости таджикского производства. Так, с начала года картофель подорожал на 29,4%, яйца - на 5,0%, фрукты - на 1,8%, молоко и продукты из него - на 1,4%, сахар - на 1,3%, мясо - на 1,1%. Такие изменения больно бьют по карману рядовых граждан, ведь средняя зарплата в республике составляет чуть более 1,4 тысячи сомони (120 долларов), а минимальная - 400 сомони (36 долларов).
Особенно туго приходится автомобилистам: только за март цены на горючее взлетели на 12%. Если в начале месяца литр бензина можно было купить за 7,2 сомони, сейчас на заправках Душанбе придется раскошелиться до 8,8 сомони, а в некоторых регионах и вовсе до 9 сомони.
На этом фоне одни АЗС ввели лимит на продажу топлива, а другие решили обслуживать лишь постоянных клиентов.
Власти Таджикистана принимают разные меры для сдерживания цен, однако эксперты утверждают, что остановить рост в ближайшее время вряд ли удастся.
Топливный рынок лихорадит
Водители в Таджикистане объяснили подорожание бензина очень просто. По их мнению, занимающиеся поставками топлива компании организовали картельный сговор.
Однако в Антимонопольной службе данное утверждение опровергли, сославшись на объективные факторы.
С одной стороны, это проблема с поставками сжиженного газа из Казахстана, который обеспечивает 90% потребностей Таджикистана. Перебои связаны с ремонтом завода в Атырау, а именно он покрывает 30% внутреннего спроса республики. Когда именно его удастся ввести в эксплуатацию, неизвестно. Но до конца апреля ситуация вряд ли изменится.
С другой стороны, сокращение производства бензина на двух узбекских нефтяных компаниях, не первый месяц работающих лишь на 15% своей мощности.
К третьему фактору относятся возникшие на фоне пандемии перебои с импортом нефтепродуктов из России, которая выступает главным поставщиком в республику (90%).
Все эти условия негативно сказываются на функционировании топливного рынка Таджикистана, буквально взвинчивая и без того высокие цены на топливо. Причем меняются ценники только в сомони, в долларовом выражении стоимость бензина и горюче-смазочных материалов практически не пересчитывается, что связано со снижением реальных доходов населения и обесцениванием нацвалюты.
Власти полагают, что в республике разворачивается кыргызстанский сценарий. Соседняя страна получает топливо из России по нулевым пошлинам, однако это не спасает от роста цен на ГСМ. Только за февраль и март топливо подорожало на 14%.
Из чего рождается цена
И все же стоимость топлива в Таджикистане берется не из воздуха, а формируется по давно отлаженной, но, может, и не совсем удачной схеме. В нее закладывается таможенное оформление, акцизы, затраты на логистику, налоги и многое другое.
Например, таможенная ввозная пошлина для поставщиков нефтепродуктов составляет 0,25%, а НДС равняется 18% от стоимости товара. Акциз не привязан к цене товара, и его ставка остается неизменной: каждая тонна бензина облагается сбором в размере 65 долларов, а дизтоплива - 10 долларов.
По подсчетам одной из ведущих компаний на топливном рынке Таджикистана, на 1 марта в республику было импортировано 3,5 тысячи тонн бензина АИ-92 по цене 550 долларов за тонну. При конвертации получается свыше 4,6 тысячи литров, за которые властям пришлось заплатить 28,8 миллиона сомони (2,5 миллиона долларов).
На таможенное оформление пришлось потратить 37,5 тысячи сомони, на акцизы - 2,6 миллиона сомони, транспортировка по ж/д и охрана обошлась в 712,1 тысячи... В связи с чем итоговая сумма вырастает до 32,1 миллиона.
Из-за обменного курса внутри Таджикистана разница за тонну бензина оказывается 381 сомони, что увеличивает затраты еще на 1,3 миллиона сомони - до 33,4 миллиона. Затем прибавляются различные транзакционные издержки, рассчитываемые по ставке 15% (в данном случае 3,9 миллиона сомони). В результате общая стоимость бензина превышает 37 миллиона.
После этого компания устанавливает уровень рентабельности не выше 5%, который составит около 1,3 миллиона сомони, а общая стоимость доходит до 38,6 миллиона.
Таким образом, отпускная цена бензина оказывается в 6,82 сомони. Но есть еще и налог на добавленную стоимость, из-за которого проданный литр топлива подскакивает до 8-9 сомони.
В итоге заправка на таджикских АЗС превращается в настоящее испытание для кошельков водителей, в глазах которых владельцы компаний выглядят настоящими буржуями, желающими нажиться на рядовых гражданах в топливный кризис. Однако даже для самих поставщиков такая низкая рентабельность больше выглядит нервотрепкой, чем выгодным бизнесом.
Неожиданные льготы
Масла в огонь подлило решение правительства предоставить льготы Агентству по государственным материальным резервам при Правительстве Таджикистана.
Благодаря принятым 31 марта поправкам ведомство было освобождено от уплаты таможенной пошлины, акциза и НДС. Эти преференции облегчат госпоставщику импорт продукции первой необходимости (бензина, дизельного топлива, пшеницы, сахара, риса и другого) и позволят более эффективно использовать кредит Исламского банка развития.
Однако остается загадкой, получило ли Агентство льготы исключительно в рамках займа ИБР или они распространяются и на закупку за счет собственных денег поставщика.
В международной практике под механизмом торгового финансирования обычно предполагается предоставление производителями продукции поставщику под гарантию кредитора, которым в ситуации с Таджикистаном выступает ИБР. В этом случае покупатель после реализации продукции возвращает деньги изготовителей посредством заемщика. Такая мера позволяет создать "запасы" и при этом избежать дополнительных налогов и пошлин, взымаемых своей страной при ввозе товаров.
Нам тоже преференций
Предоставление налоговых и таможенных послаблений госведомству вызвало обеспокоенность таджикских импортеров. Уже через несколько дней Ассоциация поставщиков нефтепродуктов и сжиженного газа Таджикистана написала открытое письмо на имя президента Эмомали Рахмона.
В документе, который подписали 17 таджикских компаний, говорится о необходимости предоставить аналогичные преференции остальным игрокам топливного рынка. Руководители топливных компаний подчеркивают, что, несмотря на рост цен на бензин, чистая их прибыль не превышает 5%.
“Доля поставок членов Ассоциации в общем объеме импорта ГСМ составляет 80%, ежегодно в бюджет выплачиваются налоги на сумму более миллиарда сомони”, - указано в письме, копия которого есть в распоряжении Sputnik Таджикистан.
Согласно подсчетам организации, после предоставления льгот каждый литр бензина обходится Агентству по госрезервам на 2 сомони дешевле, а каждый литр дизельного топлива - на 1,2 сомони.
“Из-за разницы в ценообразовании члены Ассоциации поставщиков нефтепродуктов и сжиженного газа Таджикистана не смогут быть конкурентоспособными и будут вынуждены покинуть рынок”, - подчеркивают авторы обращения.
Руководители компаний-импортеров также перечисляют "объективные причины" резкого повышения цен на топливо в республике.
По их словам, стоимость в первую очередь зависит от нефтяных котировок на мировом рынке. По мере улучшения эпидемиологической ситуации и сокращения накопленных за пандемию излишков в мире медленно, но уверенно восстанавливается спрос на черное золото. За первый квартал текущего года цены на нефть выросли почти на 20%, преодолев в первую неделю марта планку в 71 доллар.
Кроме того, ситуация в энергетическом секторе Таджикистана связана с отсутствием поставок из Казахстана и обесцениванием таджикской валюты, считают они.
Именно по этим причинам, к примеру, стоимость бензина марки АИ-92 повысилась с 7,45 сомони до 8,70 сомони, а дизтоплива - с 8,10 до 8,50 сомони, отмечается в письме.
Уход с рынка: угроза или реальность?
Компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, не уйдут с рынка, уверен экономический обозреватель Пайрав Чоршанбиев. Он полагает, что единственным способом сдержать цены на ГСМ в Таджикистане может быть временное приостановление ввозных таможенных сборов и внутренних налогов.
“Но вряд ли власти на это пойдут, так как налогообложение ГСМ занимает значимый объем в структуре налоговых поступлений, тем более в условиях острой нехватки бюджета, а в республике 70% всех доходов бюджета составляют налоги”, - сказал Чоршанбиев в беседе со Sputnik Таджикистан.
Он подчеркнул, что основная причина повышения стоимости топлива связана с обесцениванием нацвалюты.
“Возьмите, к примеру, цены на самую востребованную марку бензина АИ-92 на сегодня и за 2010 год, сравните их в нацвалюте, а потом конвертируйте в доллары. В национальной валюте получится многократный рост стоимости, а в долларах они будут практически на одном уровне”, - пояснил экономист.
Таджикский аналитик Зулфикор Исмоилён полагает, что решить проблему может только наращивание собственного производства ГСМ.
“В стране построили гигантский НПЗ в Дангаринском районе, который не работает из-за нехватки сырой нефти. Также есть несколько мини-заводов, но большинство из них действуют не на полную мощность. Нужно покупать дешевое черное золото и перерабатывать его в стране. Это единственный путь к снижению цен на ГСМ”, - подчеркнул эксперт.
Он добавил, что в этом случае отпадет необходимость предоставлять импортерам какие-либо льготы.
Экономист Анвар Азизов не считает, что преференции госпоставщзику не изменят ситуацию в секторе.
"Объяснения этих льгот, прозвучавшие от властей, выглядят несколько наивно, ведь Агентство по госрезервам обеспечивает всего 3-5% в общем объеме поставок горюче-смазочных материалов в Таджикистан. Рассчитывать на то, что оно сможет серьезно повлиять на топливный рынок страны, могут только дилетанты", - объяснил он.
По официальным данным, в Таджикистане импортом бензина и дизельного топлива занимаются 20 компаний, крупнейшая из которых – "Газпромнефть Таджикистан", поставляющая 37,27% бензина и 41,7% дизельного топлива на внутренний рынок.
"Поддержка госструктуры, без учета интересов частных компаний, давно занимающих солидную нишу на рынке, не даст сколь-нибудь значимого эффекта. Протекционизм оправдан при игре в долгую, но не в вопросах, требующих оперативного реагирования", - пояснил эксперт.
По его словам, льготы Госрезерву могли быть предоставлены в расчете на то, что ведомство сможет расширить свое присутствие на топливном рынке и перехватить контроль над поступлением ГСМ в республику.
"Учитывая размеры налоговых преференций, полученных Агентством, можно подсчитать, что каждый литр солярки и бензина будет обходиться ему на 1-2 сомони дешевле, чем остальным трейдерам. Да и отсутствие у местных поставщиков ГСМ долгосрочных контрактов с экспортерами может помочь. Но надо взять во внимание отсутствие у ведомства инфраструктуры, необходимой под ввоз, хранение и распространение возросших объемов ГСМ", - отметил Азизов.
Поэтому занять лидирующие позиции Госрезерв сможет лишь теоретически, да и на это потребуется очень солидный срок. Гораздо более логичный ход в создавшейся ситуации – ввести общие правила для всех, уверен эксперт.
Напомним, что Таджикистан в прошлом году импортировал около 584 тысяч тонн нефтепродуктов, причем основную долю (532 тысячи тонны) - из России. Однако это никак не помогло избежать роста цен на ГСМ и топливо на заправках.
Эксперты призывают Правительство Таджикистана экстренно стабилизировать ситуацию на топливном рынке. В противном случае рост цен на горючее создаст проблемы, особенно в транспортной и сельскохозяйственной сферах, что приведет к резкому удорожанию товаров и услуг. В этом случае степень воздействия на политическое, экономическое и социальное положение страны будет трудно представить.