ДУШАНБЕ, 4 июн — Sputnik. За прошедший месяц в Таджикистане произошло сразу три "взрывных" ЧП, так или иначе связанных с работой АЗС.
Первое и самое трагичное - в Душанбе, в районе Сино. Там в результате взрыва бензоколонки пострадали 29 человек, пять из которых находятся в тяжелом состоянии, а работник заправки 21-летний Алексей Рязанцев получил 75% ожогов тела и скончался через несколько дней.
В отношении владельца АЗС завели уголовное дело по статье 192 ч. 3 (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия), и теперь ему грозит срок от 2 до 5 лет.
А 20 дней спустя в Согде взорвался бензовоз - машина перевозила 35 тонн горючего, находящийся за рулем 29-летний мужчина не справился с управлением, авто съехало с дороги, опрокинулось в канаву и загорелось. К счастью, и шофер, и пассажир успели покинуть кабину и отделались легкими травмами.
И еще один инцидент произошел ровно месяц спустя после взрыва в Душанбе. На этот раз рвануло в Хатлоне, в районе Джалолиддин Балхи. Пожар охватил 40 квадратных метров, но был оперативно потушен. Девять человек получили ожоги различной степени тяжести, но остались живы.
Конечно, сейчас по стране проходят рейды, которые выявят энное количество нарушений техники безопасности и правил работ с горючими материалами, показательно будет закрыт десяток АЗС, но в общем ситуация, скорее всего, останется неизменной и победит капитал - дешевле дать на лапу проверяющему, чем заново оборудовать инфраструктуру и транспорт согласно гостам.
А пока топливный бизнес в Таджикистане затаился до завершения рейдов, стоит вспомнить в буквальном смысле самые громкие "горючие" инциденты в Центральной Азии и СНГ.
Первое место в сомнительном рейтинге крупнейших взрывов на АЗС принадлежит Казахстану. В 2019 году у населенного пункта Каратауского района в Шымкенте прогремел взрыв, больше похожий на начало маленькой атомной войны. По крайней мере, так описывают очевидцы огромный всполох грибовидной формы над местом взрыва. Кадры действительно получились шокирующими.
По версии следствия, сначала произошло стороннее возгорание, а затем последовал мощный взрыв цистерн с топливом. В результате тяжелейшие травмы и повсеместные ожоги получил 20-летний сотрудник заправки. Несмотря на все усилия врачей, молодой человек скончался. Причиной инцидента, как в случае с таджикской АЗС, назвали грубое несоблюдение техники безопасности.
Не менее масштабное ЧП случилось в городе Атырау. Во время слива газовоздушной смеси произошла утечка газа и возгорание автоцистерны, наполненной топливом. Взрыв цистерны привел к разрушению здания, стоящего в 60-70 метрах. В результате инцидента скончался 34-летний водитель газозаправочной автоцистерны.
А год спустя в городе Есик Алматинской области на одной из автозаправок произошло ДТП, также закончившееся трагедией. Внедорожник марки Toyota наехал на газовую емкость объемом 4 кубометра, в результате чего та взорвалась. Это привело к воспламенению двух авто - самого внедорожника и стоявшего неподалеку Hyundai, а также сухой травы общей площадью в 700 квадратных метров. В итоге 72-летний водитель Toyota получил 90% ожогов тела и скончался на следующий день.
У соседей "топливные" инциденты, к сожалению, тоже не редкость. Так, в Узбекистане в 2012 году огонь от взрыва охватил несколько сотен квадратных метров в центре столицы, а всполохи и черный столб дыма были видны за километры от места ЧП. Несмотря на силу взрыва, человеческих жертв удалось избежать.
Куда более трагичным оказался инцидент в Джизаке 1,5 года назад. Тогда в результате утечки газа и взрыва на автогазозаправочной станции один человек погиб, еще один был госпитализирован. Само здание было частично разрушено. По данным следователей, причиной утечки было неисправное и устаревшее оборудование, нуждавшееся в техническом обслуживании. К слову, инцидент произошел на фоне требования властей усилить контроль за использованием оборудования после того, как на одной из заправок Узбекистана старенькие "Жигули" буквально разорвало на части взрывом пропанового баллона.
Взрыв в Джизаке
© следственный комитет Узбекистана
Не все в порядке с топливной безопасностью и в Кыргызстане. Пример тому - ЧП на Иссык-Куле в 2017 году. По одной из версий, на заправке велись сварочные работы, после чего прогремел взрыв и начался пожар, вызвавший детонацию топливных запасов на АЗС. По словам местных жителей, взрыв был настолько сильным, что остатки газовых баллонов разлетелись на 500 метров. Из-за взрыва газовых баллонов загорелось несколько автомобилей, а в одном из бензовозов заживо сгорели отец и сын. Всего пострадали 10 человек.
Если смотреть на международный печальный опыт, то крупнейшей катастрофой по количеству единовременных жертв за последние несколько десятилетий стал инцидент на заправке в Гане. В ночь с 3 на 4 июня 2015 года по неизвестной причине взорвались емкости с горючим. Непосредственно от взрыва на самой АЗС погибли 96 человек, после чего горящее топливо потекло по поверхности воды (в городе продолжалось наводнение) к близлежащим домам и привело к их возгоранию и дополнительным жертвам. Множество тел погибших были доставлены в местный военный госпиталь, так как в моргах не оказалось места. Всего жертвами ЧП стали более 200 человек.