ДУШАНБЕ, 12 ноя — Sputnik, Алексей Юсупов. Замминистра здравоохранения Таджикистана Гафур Мухсинзода обратился к медработникам России с просьбой организовать курсы повышения квалификации для местных врачей. Это прохождение ординатуры, аспирантуры и даже докторантуры в научно-клинических центрах РФ.
"Таджикская сторона просит российскую оказать содействие в развитии и расширении сотрудничества по актуальным вопросам развития систем здравоохранения двух стран", - заявил Мухсинзода.
Ну и, как водится, замминистра не забыл и об актуальном аспекте текущего момента, попросив заодно и о технической помощи в организации республиканского центра вирусологии и микробиологии - пандемия пока отступать не собирается.
"В это трудно сейчас поверить, но в советские времена Таджикский мединститут входил в пятерку лучших по СССР. Нынче о таких показателях можно только мечтать", - с сожалением отметила ветеран таджикской медицины Дилором Рахманова.
Нетрудно догадаться, что сильный удар по сфере профессиональной подготовки будущих врачей нанесли годы гражданского противостояния. Но не менее, а может, даже и более тяжкой причиной стало двойное убийство 6 мая 1996 года в центре Душанбе светочей таджикской и мировой медицины Юсуфхона Исхаки и Минходжа Гулямова.
Первый почти четверть века возглавлял Таджикский медицинский институт, второй основал свою школу психиатров, прославившуюся на весь мир. Именно эта потеря отбросила таджикскую медицину далеко в прошлое.
"Не секрет, что отрасль здравоохранения нынче является одной из самых коррумпированных в Таджикистане. А куда деваться, если первые навыки этого омерзительного явления студенты приобретают прямо в стенах вуза. В наше время сдать зачет, более того - экзамен за взятку было делом немыслимым. Сейчас же эта практика получила широкое распространение", - возмутилась Рахманова.
По ее словам, в России одно время даже существовал негласный запрет о приеме на работу медиков из Таджикистана, выпустившихся после 1991 года.
"В последнее время ситуация начинает потихоньку меняться в лучшую сторону. В любой сфере есть свои светлые головы, и теперь многие студенты, особенно те, кто собирается после получения диплома работать в России, прилежно учатся. Недавно в СМИ появилась информация о самоотверженном труде медиков из Центральной Азии в борьбе с коронавирусом, есть в нем и вклад наших выпускников", - отметила эксперт.
И все же профессиональный уровень местных "Айболитов" пока не очень удовлетворителен. Особенно явственно это проявилось в первые месяцы распространения пандемии в республике. Тогда медработники откровенно манкировали элементарными методами защиты от болезни: маска, спецкостюм, антисептик. За что и поплатились высоким уровнем смертности.
И вот теперь Таджикистан в очередной раз просит Россию о помощи. Хотя Москва и так не оставляет официальный Душанбе заботами: тут и учительский десант в местную систему образования, и строительство пяти средних школ, в которых обучение будет вестись по российским лекалам, масштабное военно-техническое сотрудничество.
Но самое главное подспорье - это прием на работу сотен тысяч трудовых мигрантов, денежные переводы которых, пожалуй, один из важнейших факторов поддержания экономики республики на плаву.
Между тем тактика поведения Душанбе в отношениях с Москвой все-таки остается достаточно сложной. Например, Таджикистан до сих пор не вступил в состав ЕАЭС - самого крупного экономического проекта Кремля. И причины здесь могут быть разными: от нежелания терять преимущества от всесторонней торговли до реальной сложности переработки таджикского законодательства для торговли с объединением или в его составе.
Но не следует забывать, что "Россия - щедрая душа". Скорее всего, и это предложение найдет понимание и поддержку (плюс финансирование, что немаловажно) у нашего стратегического партнера.
И чем больше специалистов обучится в российских вузах, чем больше врачей получит качественное образование за рубежом и поделится знаниями на родине, тем реже в больницах или операционных можно будет услышать "Эҳ вой".