ДУШАНБЕ, 17 июн — Sputnik. Накануне форума организаторы сообщили, что участие подтвердили представители 127 стран. Страна-гость ПМЭФ в этом году — Египет. Свой стенд был также у ДНР и ЛНР. Особо важным гостем форума был президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Большую делегацию отправил также и Таджикистан.
Но больше всего внимания СМИ и общественности к себе привлекла делегация Афганистана. Просто потому, что целиком состояла из талибов, официально непризнанных Кремлем и до сих пор находящихся под санкциями ООН за террористическую деятельность.
Среди представителей "Афганского эмирата" — замглавы торгово-промышленной палаты Мохаммад Юнис Хоссейн и глава дипмиссии Джамал Насир Гарвал. Следует отметить, что хотя их всех и пригласили на ПМЭФ, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков особо подчеркнул, что сейчас речи о признании движения в России не идет и "давать какие-то прогнозы бесполезно".
Однако гостям из Кабула было абсолютно неинтересно внимание СМИ, равно как одобрение или осуждение других участников форума – талибы приехали в Санкт-Петербург решать свои собственные, вполне прагматичные задачи.
Так, Мохаммад Юнус Хоссейн заявил, что Афганистан хотел бы провести с Россией переговоры о беспошлинной торговле, а также закупить 2 млн тонн зерна и 5 тыс. тонн нефти.
По его словам, такая закупка - "на первый раз", потом талибы собираются купить еще 10 тыс. тонн.
Также представитель афганской ТПП отметил, что несколько недель назад в Кабул приезжали российские бизнесмены, которые вели переговоры об экспорте пшеницы, стекла и древесины.
"Мы также хотели бы обсудить с российским правительством беспошлинную торговлю, чтобы экспортировать из Афганистана сухофрукты и фрукты, а также минералы",— подчеркнул , Мохаммад Юнус Хоссейн.
Что касается других новостей от делегаций Центральной Азии, то главной интригой форума было выступление Токаева. Учитывая, что Казахстан - главный партнер России в Евразийском экономическом союзе, но при этом совершенно не собиравшийся портить отношения с Западом на фоне антироссийских санкций, за сигналами от Токаева СМИ следили с особым вниманием.
Впрочем, как и ожидалось от главы Казахстана, его заявления на форуме оказались максимально двусмысленны и противоречивы. Причем настолько, что в свою пользу их могут трактовать и сторонники, и противники России.
"Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики", — объяснил он в интервью телеканалу "Россия 24".
"Вместе с тем Казахстан ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств. Это было бы неправильно, это было бы, в конце концов, неоправданно с точки зрения перспективы", — утверждает Токаев.
"Вместе с тем Казахстан ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств. Это было бы неправильно, это было бы, в конце концов, неоправданно с точки зрения перспективы", — утверждает Токаев.
Политик не стал скрывать, что власти в Нурсултане пытаются усидеть сразу на двух стульях и дается им это не просто.
"Идет очень сложная, деликатная работа, которую я мог бы назвать прохождением между Сциллой и Харибдой. Ситуация уникальная. Никто не мог ожидать, что мы будем жить именно в этой реальности", — завершил свою речь он.
Впрочем, по итогам ПЭМФ казахстанский лидер все-таки сделал одно громкое заявление – Луганскую и Донецкую народные республики Токаев публично назвал квазигосударствами и отметил, что Нурсултан их признавать не собирается.
Но несомненно, гвоздем программы форума стало выступление Владимира Путина на второй день ПМЭФ.
Во-первых, он с высокой трибуны объявил, что фарш обратно не прокрутишь и отношения с Западом уже не будут, как прежде. Во всяком случае, восстанавливать их никто не собирается.
"Изменения носят фундаментальный, поворотный и неумолимый характер. И ошибочно полагать, что время бурных перемен можно, что называется, пересидеть, переждать, что якобы все вернется на круги своя, все будет, как и прежде. Не будет", - подчеркнул он.
Что касается самой главной составляющей конфронтации с Западом – экономических санкций, – то по утверждению Путина, пока они нанесли больший урон "отправителю", чем "адресату".
"Экономический блицкриг против России изначально не имел шансов на успех. При этом санкционное оружие обоюдоострое. Оно наносит сопоставимый, а то и больший даже урон самим же идеологам и конструкторам его. Рост инфляции в отдельных странах еврозоны уже превысил 20%", - заявил российский президент.
Вслед за громкими словами прозвучали и конкретные предложения. В частности, отказ от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, сокращение сроков давности по налоговым преступлениям, снизить ставку по льготной ипотеке до 7%, а также запуск промышленной ипотеки под 5% для создания производственных корпусов с нуля.
По мнению Путина, это поможет достижению технологического суверенитета страны.
По мнению Путина, это поможет достижению технологического суверенитета страны.
"Импортозамещение — не панацея, не кардинальное решение. Если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить пусть и самыми качественными копиями иностранные товары, то будем находиться в позиции постоянно догоняющих. А надо быть на шаг впереди".
Впрочем, на ПМЭФ четко дали понять – отгораживаться от мира и страдать изоляционизмом российские власти не намерены. Так, Сергей Чемезов, глава крупнейшей корпорации "Ростех" в интервью РБК прямым текстом заявил, что Россия должна оставаться частью глобального мира, а изоляция и попытки делать все своими силами — это "путь в никуда".
В конце концов, предательство Запада не повод закрывать окна и двери, так как у страны есть партнеры в других регионах мира, которые сегодня ведут себя последовательно и принципиально, отметил он.
Что касается Таджикистана, то делегация республики, судя по всему, приехала в Петербург "прощупать почву" и кулуарно обсудить актуальные вопросы регионального взаимодействия.
Что же касается промежуточных итогов форума, то для таджикской стороны куда важнее оказались не заявления высших политических лиц, а комментарии глав профильных ведомств, которые могут вполне быть сигналом для изменения финансовой и торговой политики России, от которой в значительной степени зависит и экономическая ситуация в Таджикистане.
К примеру, глава Минэкономразвития Максим Решетников неожиданно заявил, что укрепляющийся рубль может вызвать проблемы для экономики. По его словам, ситуация пока сдерживается крайне высокими экспортными ценами, но Минэкономразвития ожидает от ЦБ дальнейшего "максимального" снижения ключевой ставки.
Глава "Сбербанка" Герман Греф также высказал свое изумление ситуацией на валютных рынках.
"За три месяца произошел радикальный слом. То, что считалось главным и важнейшим, — экспорт, — сегодня становится ядом для экономики, импорт, что всегда считалось, что импортозамещение нужно выталкивать с максимальной стороны, — становится главным лекарством от болезни переукрепления рубля и уничтожения национального производства — все перевернулось", - заявил Греф.
Для Таджикистана вывод из этого можно сделать один – затяжное ослабление сомони к рублю скоро может закончится и курс рубля в ближайшие месяцы может пойти на спад. Косвенно, об этом уже свидетельствует официальные данные Нацбанка Таджикистана на понедельник, где курс рубля показывает снижение впервые за две недели.