Визит на Тайвань спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в театрализованной системе американской "гегемонии" находится ближе к ядерным грибам над Хиросимой и Нагасаки, нежели к ответственной государственной дипломатии и мирному решению сложных международных (территориальных) проблем.
Спецборт с американской делегацией из шести человек во главе с Нэнси Пелоси ожидают на острове Тайвань 2 августа около 18 часов по московскому времени.
Международный интерес к этому визиту вызван растущим военно-политическим напряжением в треугольнике Вашингтон – Пекин – Тайбэй и проекцией развития российской спецоперации на Украине.
Провинция Тайвань – законная и неотъемлемая часть КНР, островная "государственность" не представлена в ООН, признана 15 всего странами мира, и среди них нет Соединенных Штатов.
Сегодняшний визит третьего по значимости чиновника в госструктуре США Нэнси Пелоси на суверенную территорию Китая выглядит столь же провокационным, как проект американского ленд-лиза для Тайбэя или заявление американского президента Джо Байдена 23 мая о готовности армии США защищать Тайвань в случае вторжения Китая. Создается впечатление, что Пелоси летит с единственной целью "поджечь остров".
Вашингтон маниакально стремится к Третьей мировой войне, а для начала пытается "украинизировать" Тайвань и получить дивиденды от прокси-участия в вооруженном конфликте Пекина и Тайбэя.
США декларируют приверженность политике "одного Китая", и вместе с тем активно вооружают островитян – с учетом опыта поставок киевскому режиму в ходе российской СВО. Вашингтон обещает Тайваню истребители F-16, реактивные системы залпового огня, противокорабельные ракеты, и данные военной разведки.
Такая форма взаимодействия с Китаем может привести к непредсказуемым последствиям для Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки.
Однако Вашингтон рассматривает конфронтацию с Пекином на Тайване (или с Москвой на Украине) как "точку опоры" в борьбе "демократии" с "авторитаризмом", для самоутверждения в прежней роли "гегемона". Ради "великой цели" вместе с Пелоси не жалко отправить весь мир – в труху.
Китайские предупреждения
Пекин надеется на лучшее, но готовится к худшему сценарию. Китайский лидер Си Цзиньпин сделал "воссоединение" с островом Тайвань краеугольным камнем своего правления, и в недавнем телефонном разговоре с президентом США Джозефом Байденом заявил: "Те, кто играют с огнем, погибнут о него". Это прямая угроза ответить на провокации силой.
На фоне азиатского турне спикера палаты представителей Нэнси Пелоси близ Тайваня образовалась значительная группировка ВМС США – несколько авианосцев, десятки кораблей сопровождения, сотни самолетов, включая F-35B Lightning II (https://ria.ru/20220802/kitay-1806513596.html).
Неслучайно МИД КНР подчеркнул, что США перешли рамки дозволенного, сепаратисты и их пособники будут лишены малейших шансов на независимость Тайваня.
Два китайских авианосца вышли в море, "для учений" на 5 суток закрыт новый район в Южно-Китайском море. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) нарастила силы на юго-востоке страны, на авиабазе Лунтянь в 125 км от берега Тайваня прогревают двигатели истребители J-11 и J-16, а также приобретенные у России Су-27.
На побережье развернуты противокорабельные комплексы наземного базирования с гиперзвуковыми ракетами DF-17 – "Убийцы авианосцев". На пляжах ближайшей к Тайваню провинции Фуцзянь (на удалении около 130 км) в большом количестве сосредоточены военнослужащие и боевая техника НОАК.
Ранее вооруженные силы Китая провели серию маневров в морской акватории близ острова Тайвань в качестве "серьезного предостережения". Китайские самолеты в Южно-Китайском море отработали удары гиперзвуковыми ракетами дальностью до 1500 км по американскому авианосцу Theodore Roosevelt.
Двухмиллионная НОАК, первые в мире по количеству кораблей ВМС и третьи в мире по количеству самолетов и вертолетов ВВС Китая несопоставимы с силами Тайбэя. Войска островитян насчитывают около 300 тысяч человек, обученных и вооруженных по стандартам Пентагона.
Континентальную армию КНР на Тайване могут встретить 480 американских танков, 2000 БТР, 600 САУ и 1400 буксируемых орудий, 69 ударных вертолетов АН-64Е "Апач" и АН-1W "Кобра", 175 многоцелевых вертолетов, ЗРК "Пэтриот" и другие комплексы, включая "Стингер". Имеются также американские истребители F-16 Fighting Falcon, беспилотники и противокорабельные ракеты собственного производства.
Сухопутные силы Тайбэя – это 35 бригад, из которых 25 – пехотные, пять – танковые, три – механизированные. В ВВС служат 90 тысяч, в ВМФ – 32,5 тысячи человек. Кроме того, вблизи острова Тайвань воздушное пространство сегодня патрулируют самолеты-разведчики ВВС США (вспоминаем Украину).
В ситуации военного конфликта Пекина и Тайбэя (с ленд-лизом Вашингтона) вероятна спецоперация НОАК протяженностью несколько месяцев (сложная логистика, Тайваньский пролив в самом узком месте – 130 км). Сопутствующие американские санкции и торможение экономики КНР – гарантированы. Выбор непростой.
Американская сторона считает, что в ходе визита Пелоси "будет больше шума, чем ярости", риторика КНР является "стандартной платой за проезд", опасную реакцию не обещает. И все же визит Пелоси выглядит нестандартным, напоминает военную спецоперацию и даже откровенную месть "гегемона" за стратегический союз Китая с Россией.
Ранее борт с американской делегацией "путал следы" на карте, и утром 2 августа приземлился в Малайзии (до Тайваня – 3000 км). Сюда же прибыл второй правительственный самолет США – для сопровождения Пелоси на Тайвань или для замены спецборта.
Официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что американские войска обеспечат безопасность и поддержку, которые могут потребоваться спикеру на маршруте, то есть и на территории КНР (вспоминаем сбитый в 2001 году над китайским островом Хайнань самолет-разведчик ВМС США).
Провокационный визит Нэнси Пелоси на Тайвань 2 августа, "оговорки по Байдену" и проект ленд-лиза для сепаратистов Тайбэя – составляющие акта агрессии США в отношении КНР, порог Третьей мировой – это понятно даже американцам.
Европейские союзники Пентагона также обеспокоены вероятным жестким ответом Китая, переключением внимания США на Тайвань, оттеснением Украины на периферию мировых событий. Весы истории колеблются.
И хуже всего, что застарелая американская агрессия – не эмоциональная реакция очень пожилых руководителей США на некие "обиды" от Китая (или России), а строго выверенный государственный курс в пропасть.
Так, экс-министр обороны Марк Эспер после встречи с высшим руководством в Тайбэе заявил, что Соединенным Штатам следует полностью отказаться от политики "одного Китая", прояснить отношения с Тайванем в области безопасности: "Политике одного Китая исполнилось 50 лет, и я думаю, что она исчерпала себя".
Очевидно государственная ответственность в Вашингтоне начинается там, где кончается американская безнаказанность.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram