У меня есть друг, Александр. Он украинец, киевлянин. Предприниматель средней руки, владеет цехом по производству керамических изделий и магазинчиком для их продажи. Большой охотник до современной поэзии, читает любимые стихотворения хорошо поставленным голосом.
Мы пересеклись с ним в Самарканде. Он смотрел (взирал, созерцал, пялился) на мавзолей Гур Эмир, где покоится самый великий из Тимуридов. А я неспешно брел в одну маленькую, но очень уютную чайхану неподалеку, чтобы потратить часть командировочных на порцию самого вкусного в узбекском городе, а значит, и во всем мире, плова.
Он что-то у меня спросил, приняв за местного жителя, я ему что-то ответил, как говорится, "зацепились языками", и спустя полчаса уже вместе поедали вожделенный плов, попутно беседуя обо всем и ни о чем одновременно.
Расстались, обменявшись контактами, и с тех пор регулярно общаемся онлайн, благо современные технологии позволяют это делать, не обращая внимания на разделяющие людей расстояния.
Еще у меня есть товарищ по переписке, Сергей. Он русский, командир разведроты Народной милиции ЛНР. С ним мы познакомились в одном литературном чате на почве любви к одному и тому же жанру (альтернативная история, кидайте тапки).
Потом выяснилось, что, кроме вкусов, у нас и ВУСы (военно-учетная специальность) одинаковые. С тех пор время от времени встречаемся в Telegram, перенеся наши беседы в раздел "личные сообщения".
Когда началась специальная военная операция России, я воспринял это с болью в сердце.
Мне довелось пожить в годы гражданского противостояния в Таджикистане, да и поучаствовать тоже, так что хорошо представлял, сколько крови и горя принесет этот конфликт двум прежде братским народам. Где-то в глубине души теплилась надежда, что разрешения его ждать недолго, ведь начнутся мирные переговоры.
Но тщетно - в дело вмешался коллективный Запад. Вернее, не вмешался, он там всегда присутствовал, только незримо.
Помните этот мусор про "никогда мы не станем братьями"? Меня всегда интересовал вопрос, почему он написан на русском, а не на мове. Ответ очевиден: вбить клин между народами поглубже, ведь великий и могучий на Украине понимают все, а вот украинский большинство россиян не поймут. Составители методичек в Госдепе работают грамотно.
Теперь же Запад развернулся во всей своей "красе". Санкции, прямая военная помощь, оголтелая антироссийская пропаганда и т. д. и т. п. И плевать, что весь остальной мир не горит желанием присоединяться к этому мракобесию, "белым господам" неугодна Россия, и они желают-с всех заставить плясать под свою дудку. С Киевом же получилось.
В итоге "музы замолчали" и "заговорили пушки". С обеих сторон льется кровь, копятся взаимные претензии, взошла и колосится ненависть, а по всей земле несется плач. Горят дома, рушатся заводы, в тартарары летит будущее. Зато дядюшка Сэм довольно потирает руки, подсчитывая барыши. Как люди будут жить на спаленной оружием родине, да и сколько их там выживет - его не волнует.
В событиях 90-х в Таджикистане тоже участвовали "внешние силы", хоть и не так явно. Тоже подбрасывали поленья в огонь, раздувая его себе на радость. Но когда речь зашла о целостности государства и нации, противоборствующие стороны нашли волю и мудрость начать переговорный процесс. Он проходил совсем не гладко, но худо-бедно мир был восстановлен.
Как человек, переживший гражданскую войну, самую грязную из всех видов противоборств, хочу посоветовать киевским властям одуматься, пока не стало совсем поздно. Вспомните Нюрнберг и финал "завоевателей планеты". Пуля, яд, веревка. Вы этого хотите? Найдите в себе мужество заявить заморским кукловодам: "Мы не марионетки и сами будем решать судьбу своей родины!"
Это будет первый шаг. Потом потребуется много других, но этот самый тяжелый.
Или же вы можете и дальше продолжать истреблять свой народ и разрушать родную землю. Тянуть деньги с зарубежных покровителей. Рядиться в белые одежды защитников добра и борцов со злом.
При этом целенаправленно обстреливать дома мирных жителей и социальные объекты (школы, больницы и т. д.), подкладывать взрывные устройства в автомобили, расстреливать инакомыслящих без суда и следствия.
В таком случае позвольте напомнить вам замечательные строки одного поэта-философа:
Добро, не отвергая средства зла,
По ним и пожинает результаты;
В раю, где применяется смола,
Архангелы копытны и рогаты.
По ним и пожинает результаты;
В раю, где применяется смола,
Архангелы копытны и рогаты.
Моего украинского друга Александра, который внезапно стал Олександром, оторвали от бизнеса и отправили на ускоренные курсы младшего офицерского состава. По их окончании закинули куда-то под Одессу, "тероборона" это называется, если не ошибаюсь.
Недавно командование предоставило новоиспеченному офицеру 3-дневный отпуск, для поездки домой на день рождения племяшки. Он прислал мне фотографии с празднования и приписал: "Какое же это счастье - быть с родными, дышать полной грудью в кругу дорогих мне людей".
Мой русский друг Сергей воюет уже 8 лет и больше всего на свете мечтает снять с себя опостылевший камуфляж и вернуться к семье, обнять сына и дочурку. Спокойно спать в постели, а не подрываться среди ночи по команде "В ружье!" Простые человеческие желания, но, к сожалению, на данный момент недостижимые.
Я не хочу, чтобы два моих друга встретились на поле боя. И хочу, чтобы эти их незатейливые мечты сбылись как можно скорее. Во всяком случае, очень на это надеюсь.