ДУШАНБЕ, 1 фев — Sputnik. Последние сводки новостей из нескольких стран Центральной Азии, в том числе и из Таджикистана, недвусмысленно намекают о возможном продовольственном кризисе.
О нем уже давно трубят международные организации. И вот сейчас ряд государств Центрально-Азиатского региона ограничил экспорт сразу нескольких видов продовольственных товаров, которые продавались за рубеж.
Таджикистан в этом направлении не остался в стороне, когда министр сельского хозяйства Курбон Хакимзода ввел запрет на экспорт лука, моркови и картофеля. По сути, трех самых важных продуктов питания.
Ограничения будут действовать до тех самых пор, пока не стабилизируются цены на внутреннем рынке и не появится новый урожай.
Аналогичные аргументы выдвинули и другие страны региона, запрещая экспорт муки, пшеницы, лука, угля и многих необходимых товаров.
Горе луковое
Глава Минсельхоза привел доводы и назвал сразу несколько причин дефицита сельхозпродукции в Таджикистане. Одна из них - неисполнение должного плана посадки.
В Таджикистане для выращивания плодоовощной продукции было использовано чуть более 92% от всех имеющихся земель. Урожай 2022 года ожидался на уровне 1,1 млн тонн, а собрано было чуть более 1 млн тонн. Как ни крути - это недостача, но все же не настолько критичная.
Да и сами чиновники уверяют, что урожай способен удовлетворить потребности страны, но не дает возможности спокойного экспорта.
Так, например, по прогнозам, лук ожидался в объеме почти в 730 тыс. тонн, а "снято" чуть более 670 тыс. тонн. Из них 525 тыс. собрано в фермерских хозяйствах, 127 тыс. - населением.
В то же время на такое решение властей повлиял и второй очевидный фактор - аномальные январские холода. Хакимзода отрапортовал, что 10-12% урожая уже повреждено.
"Лук холода не боится. Даже если он заморозится, его еще можно использовать, но во второй раз уже нет. А вот картофель, репу после морозов употреблять нельзя", - уточнил глава Минсельхоза.
Он также отметил, что отсутствие на базарах многих продуктов - последствие холодов. Дороги между регионами и горные перевалы до сих пор периодически сталкиваются с перекрытиями. Из-за этого затрудняется и затягивается транспортировка грузов.
Третий фактор - топливо и удобрения. Без них трудно вырастить урожай, снижается объем обработки земель.
Так, в прошлом году цены на заправочные материалы выросли на 50%, а на минеральные удобрения - на 80%. И то, и другое - товар импортный.
Например, для производства 350 центнеров лука необходимо не менее:
1 тонны азотно-фосфорно-калийных удобрений;
600 кг азотных удобрений;
250 кг фосфорных;
100 кг калийных.
По данным Таможенной службы, в 2022-м республика закупила почти 200 тыс. тонн минеральных удобрений. Из Узбекистана - 155 тыс. тонн, России - 15 тыс. тонн, Туркменистана - 13,5 тыс. тонн, Казахстана - более 10 тыс. тонн, Беларуси - 6 тыс. тонн.
Но, несмотря на это, для обеспечения потребностей сельского хозяйства нужно в 2 раза больше.
Поэтому в Таджикистане с нетерпением ждут сразу два завода - в Вахше и Яване годовой мощностью 100 и 200 тыс. тонн соответственно, которые должны помочь в этом направлении.
Но с топливным рынком все посложнее. Цена "дизеля", который в основном используется в сельском хозяйстве, почти не изменилась. Один литр его по-прежнему стоит от 11,50 до 12 сомони.
Внутренний и внешний "враг"
Согласно обещаниям министра, новый урожай лука, картофеля и моркови нужно ждать в стране в третьей декаде марта - начале апреля. Но при этом он также не исключил, что холода задержат созревание.
"Лук и другие овощи мы высаживали в три этапа летом и осенью, в зависимости от климата регионов. Рабочая группа, которую мы направили в районы, пришла к выводу, что, возможно, посадки лука в ноябре пострадали от холода, а вот картофеля - нет", - заявил Хакимзода.
В ведомстве уточнили, что в сентябре-октябре было посажено 7 тыс. га, в ноябре - 1,2 тыс. га, а в декабре и начале января - 1,4 тыс. га лука и 2 тыс. га раннего картофеля. Этого, по заверениям, будет достаточно, чтобы устранить проблему дефицита и роста цен.
Все перечисленные факторы имеют внутреннее значение, но эксперты указывают на внешние причины и зависимость от глобальных измерений.
Замдиректора Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана Аброр Мирсаидов говорит, что одной из причин сокращения экспорта лука в регионе являются наводнения в Пакистане и снегопады в Саудовской Аравии, в двух странах, которые обычно продают лук в холодное время года.
"Когда одна страна как фактор регионального и мирового рынка прекращает экспорт, ее влияние тут же распространяется и на другие рынки. Поэтому соседние страны пытаются балансировать в этой ситуации", - сказал он.
Мирсаидов также указал на события в Европе и Азии, конфликт на Украине - это все повлияло на прежнюю систему обеспечения продовольственными товарами, и ситуация не обошла стороной Центральную Азию.
Другой эксперт по экономическим вопросам, Нурулло Хусейнзода, считает, что каждая страна имеет право прекратить или разрешить экспорт того или иного вида сырья, чтобы не допустить продовольственного кризиса.
Но сейчас наблюдается некое отсутствие планирования.
"Мир сталкивается с другими реалиями. Нет другой, прежней системы отношений, где один человек зависит от другого, то есть одна страна не должна быть зависимой от другой, от импорта лука из Таджикистана или Пакистана", - замечает он.
И добавляет, что правительства стран должны заранее рассчитывать свои потребности и возможности, а уже затем обсуждать торгово-экономические вопросы.
Другой эксперт, Мурод Ашуриён, считает, что Таджикистану следует в первую очередь наладить отношения с Россией, а также Китаем.
"Например, Россия прекратила экспорт своих минеральных удобрений в Европу, и привлечение этого ресурса пойдет на пользу Таджикистану," - заметил собеседник.
Сейчас созданы хорошие условия для того, чтобы РФ и ее партнеры в ЦА составили совместную программу обеспечения продовольственной безопасности.
Каждая страна постсоветского пространства имеет свои преимущества, которые могут обеспечить другие страны тем или иным материалом в разное время года.