Аномальные морозы покинули территорию Таджикистана, но жителям, как ни странно, от этого теплее не становится.
С приходом холодов президент Таджикистана поручил "Барки точик" снять все ограничения на подачу электричества.
Главный энергохолдинг страны быстро отчитался об исполнении поручения Эмомали Рахмона, однако рядовых потребителей вскоре ожидал неприятный сюрприз - в "Барки точик" объявили, что с 1 февраля в некоторый регионах Таджикистана возвращается энерголимит.
Как заявили в компании, его ввели из-за возросшего спроса на электричество в январе на фоне аномальных морозов – по заявлению главы Минэнерго Далера Джума, ежедневное потребление в самые холодные дни достигало исторического максимума - 81 млн кВт⋅ч.
Ограничения планируется снять после стабилизации водно-энергетического режима реки Вахш.
Но до этого жители вынужденно столкнулись с проблемой – электричество во многих районах подавалось в сеть под напряжением гораздо ниже стандартного. Причем даже в махаллях крупных городов, которых проблемы вроде как не должны были коснуться.
В зависимости от времени суток оно колеблется в диапазоне от 180 до 190 вольт вместо положенных 220.
"Ближе к вечеру половина электроприборов в доме отключается. Холодильник, микроволновка, обогреватели практически не действуют", - жалуется домохозяйка из Душанбе Париниссо.
Жители Таджикистана отлично помнят, что проблема скачков в сети, буквально уничтожавших некоторые бытовые приборы, последний раз была актуальна в крупных городах лет 10 назад. Но из-за морозов о сбоях в сети пришлось вспомнить вновь.
"Микроволновки, бойлеры, компьютеры, холодильники очень капризные к перепадам тока, "летят" в первую очередь. Мы советуем клиентам ставить стабилизаторы, а это еще 200-400 сомони дополнительных расходов. С бойлерами это еще может быть выгодно, но ставить на каждый прибор в доме очень дорого", - говорит мастер по ремонту Назирджон.
В холдинге "Барки точик" постоянный "недовес" напряжения пока никак не комментируют.
В конце концов, поставленную президентом задачу по решению кризиса компания формально выполнила, а все дальнейшие вопросы уже вроде как переходят в плоскость банального конфликта производителя и потребителя, который может длиться годами и решиться только после порции критики от правительства.
"В большинстве стран поставщика с систематическими нарушениями давно завалили бы исками и штрафами, но в Таджикистане "Барки точик", как священная корова у индусов", - возмущается юрист по защите прав потребителей Файзулло Рахимзода.
Зато с зарубежными клиентами у компании ситуация куда лучше. Недавно холдинг сообщил о пролонгации контракта с афганскими коллегами Da Afghanistan Breshna Sherkat (DABS). При том что у этого контрагента за прошлый год накопился порядочный долг - около 28 млн долларов по состоянию на август 2022-го.
Точная сумма задолженности на данный момент не называется. Все, что стало известно общественности по итогам отчетных конференций, это то, что "возможности DABS по обслуживанию долга улучшились". В чем именно заключается улучшение, не уточняется.
Афганцы платят 4,5 цента за киловатт, причем солидную часть наличными, так как с переводами из их банков есть затруднения, тогда как жители Таджикистана, если переводить в центы, около 3 и перечислением.
Энергохолдинг утверждает, что не экспортирует электричество в проблемный осенне-зимний период, подчеркивая, что речь идет не о полноценных поставках, а просто о подаче на ЛЭП минимального напряжения для поддержания их работоспособности.
Хотя по открытым данным, 9 провинций Афганистана используют именно таджикскую электроэнергию.
При этом, по информации DABS, объемы поставок в прошлом году увеличились почти вдвое.
В это нетрудно поверить, учитывая, что доходы "Барки точик" от экспорта электроэнергии в 2022 году составили $106 млн, что на 10,6% больше предыдущего. Причем 3 млн из них были заработаны в декабре, когда продукция холдинга за рубеж вроде бы не поставлялась, ни в Афганистан, ни еще куда-то.
И тут масла в огонь подлила пресс-служба "Региональных электрических сетей" Сурхандарьинской области Узбекистана.
"Начиная с 18 января 70% электроэнергии в Шурчинском, Алтынсайском, Кумкурганском и Джаркурганском районах и 90% - в Бандиханском, Кызырыкском, Шерабадском, Байсунском, Сариасийском, Узунском, Денауском районах поставляется из Таджикистана посредством подстанции "Регар-500" по линиям 220 кВ Регар-Зарчоп и Регар-Шерабад", - говорится в сообщении ведомства.
Понятно, что это не постоянная практика, а просто дружеская помощь соседней стране по причине сурового климата - учитывая, какие жестокие в этом году были холода в Узбекистане. Но жители Таджикистана также страдают от аномальных холодов, а кто позаботится о них?
К слову, сумму от поставок в Узбекистан руководство холдинга также не называло - ссылаясь на отсутствие контракта с узбекскими коллегами. Хотя как без заключения столь важного документа можно осуществлять поставки - непонятно.
Власти утверждают, что все проблемы с нехваткой электричества решатся с полным запуском Рогунской ГЭС.
При этом стоимость ее окончательного ввода в эксплуатацию, как это делалось раньше, на пресс-конференциях называть перестали. Последняя озвученная цифра была около 5 млрд долларов, хотя в самом начале работ по достройке объекта речь шла о 4 млрд.
На сегодняшний день правительство республики планирует в этом году привлечь порядка 315 млн долларов для реализации проекта. Надежды руководство страны связывает со Всемирным банком (ВБ).
Проблема в том, что эта международная финансовая структура редко выделяет прямые гранты на саму стройку, ограничиваясь кредитами на подготовку проектной документации и расчеты многочисленных смет. Причем осуществлять эти работы станут западные эксперты, то есть реальные деньги пределов Европы и США не покинут.
И пока Рогун не запущен на полную мощность, угроза внезапного кризисного энерголимита в стране сохраняется, а простым жителям Таджикистана остается только надеяться на лучшее и со вздохом закладывать в месячный бюджет сумму на ремонт бытовых электроприборов, вышедших из строя благодаря "неустанной заботе о потребителях".