18 сентября на юго-востоке США - в штате Южная Каролина - по неизвестной пока причине упал очередной F-35B Lightning II из состава авиабазы Бофорт Корпуса морской пехоты.
И неудивительно, ведь "Молния" имеет сотни дефектов конструкции, "косяков" программного обеспечения. Самолет не одобрен Пентагоном к серийному производству и успешно продается американским союзникам лишь потому, что иначе им будет еще хуже.
Летчик катапультировался и вскоре оказался в госпитале. А его "Молния" стоимостью более $80 млн какое-то время летела на автопилоте. Транспондер уже не работал, поэтому место падения искали долго. Командование авиабазы даже обратилось за помощью к местным жителям Южной Каролины.
Обломки обнаружили "в двух часах езды к северо-востоку от объединенной базы Чарльстон". Следовательно, от озера Мэрион F-35 в "состоянии зомби" пролетел не менее 100 км.
Необъяснимое катапультирование, и очень опасное для гражданских завершение миссии - F-35B на автопилоте мог пролететь сотни километров, и упасть в густонаселенном районе штата.
Американцы сразу вспомнили несколько аналогичных, странных ситуаций с "невидимками".
Так, в декабре 2022-го F-35B потерпел аварию на авиабазе ВМС США Форт-Уэрт в Техасе. При посадке самолет дал "козла", после чего отлетела передняя стойка шасси. F-35B "клюнул" носом, пытался сделать "фуэте", зацепил крылом бетонку, летчик катапультировался.
Немногим ранее, в октябре на авиабазе Хилл в штате Юта ВВС США потеряли F-35A из-за проблем программного обеспечения - самолет перестал реагировать на попытки ручного управления.
На авиабазе Эглин в штате Флорида в мае 2018-го истребитель F-35A разбился при заходе на посадку.
Близ авиабазы Бофорт в той же Южной Каролине 28 сентября 2018-го упал истребитель F-35B Корпуса морской пехоты США.
Покрыта тайной катастрофа F-35А ВВС Японии 9 апреля 2019-го - самолет упал в Тихий океан в 135 км от авиабазы Мисава.
В программу разработки "исключительного" F-35 американцы за 20 лет вложили сотни миллиардов долларов, однако не доведенный до пятого поколения самолет утратил репутацию прежде, чем успел ее обрести. Слишком высока аварийность.
В 2023-м планируется выпуск около 150 "Молний", но Пентагон до сего дня не дал разрешения на полномасштабное производство "сырого" F-35.
Украшение газона
Самолет F-35 получил известность в мире уникальным соотношением космической цены и низкой технической готовности.
Истребитель-бомбардировщик "страдает от 800 ошибок производительности", и в ходе эксплуатации постоянно открываются "новые проблемы".
Американские специалисты считают, что "летающий компьютер" F-35 без работающего программного обеспечения представляет собой "украшение газона стоимостью в 1 трлн долларов".
Недоделанные "Молнии" окажутся бесполезными, если "завтра разразится война - Владимир Путин набросится на НАТО или Си Цзиньпин решит захватить Тайвань".
Пентагон опасается, что системы РЭБ противника могут просто "вырубить" компьютерыF-35. В ходе СВО на Украине с помехами такого рода уже сталкивалась спутниковая сеть Starlink Илона Маска - технологическая основа связи и боевого управления ВСУ.
Не касаясь конструктивных недостатков "Молнии", проблем с двигателем F135, интерфейсом, шлемом дополненной реальности и подачей кислорода летчику.
Даже в условиях небоевой эксплуатации F-35 способен развалиться на сверхзвуковых скоростях, поразить себя из пушки, выйти из строя от удара природной молнии, разбиться при посадке или упасть в море при взлете.
При этом F-35 хорошо продается союзникам и сателлитам Америки.
Госдепартамент США 13 сентября проинформировал Конгресс об одобрении продажи Южной Корее за 5 млрд долларов 25 истребителей F-35 с запасными двигателями и прочим оборудованием.
В итоге южнокорейский парк "Молний" вырастет с нынешних 60 до 85 единиц. Совершенно бессмысленная трата денег, с учетом ядерных возможностей сопредельных КНДР и КНР.
Истребительная авиация Сеула считается наиболее боеспособной среди государств-союзников США.
Надежность и эффективность F-35 внутри Южной Кореи подвергается сомнению: проверки выявили 234 дефекта за 18 месяцев с января 2021-го по июнь 2022-го, в том числе 172 случая с "нелетным статусом", 45 неудач конкретных миссий в 2021-м и незначительное улучшение в 2022-м.
Так, в январе прошлого года корейский F-35 вынужденно совершил "приземление на брюхо" после того, как отказали его шасси.
В Европе не одобренные Пентагоном "Молнии" получили военно-воздушные силы Великобритании, Норвегии, Италии, Нидерландов, Дании. На очереди - Польша, Румыния, Чехия.
Разумеется, отказ от закупок безнадежного американского истребителя F-35 равнозначен предательству "демократии". Между тем, Пентагон планирует в перспективе оснастить европейский флот "Молний" тактическим ядерным оружием и направить его против России.
Американцы не раскрывают причины аварий и катастроф, и все же факты - упрямая вещь.
Корпус F-35 начинает разваливаться через 60 секунд полета на сверхзвуковой скорости - 1 Маха, не говоря уже о видимости машины для радаров высокотехнологичного противника.
Концепция F-35 - уничтожение противника до того, как он обнаружит "невидимку" - ни разу не проверена на практике.
По оценкам ВВС США, качественные и количественные характеристики самолетов пятого поколения F-35 и F-22 значительно отстают от плановых.
Неспособны выполнять боевые миссии почти две трети американского флота F-35, то есть примерно 440 самолетов ВВС и ВМС США.
Технологическая мистификация американского ВПК мировых аналогов не имеет.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram