Страны СНГ сталкиваются с общими вызовами в сфере потребительских финансов, в том числе с краткосрочным финансовым планированием и недостатком сбережений, пробелами в базовых финансовых знаниях, а также рисками, связанными с цифровизацией финансовых услуг, появлением новых продуктов на финансовом рынке, использованием мошенниками новых технологий. Поэтому финансовая грамотность становится жизненно важной компетенцией для каждого в двадцать первом веке.
В то же время активное вовлечение граждан в тематику финансовой грамотности требует применения инновационных подходов и форматов. В противном случае не удастся заинтересовать граждан, особенно молодежь.
Такое мнение высказал специалист I категории отдела финансовой грамотности Управления защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Таджикистана Зафар Назаров в ходе конференции "Опыт стран СНГ в реализации программ повышения финансовой грамотности". Мероприятие было организовано Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России и прошло в онлайн-формате.
В нем приняли участие представители Минфина России, Банка России, центральных банков стран СНГ, ответственных за реализацию национальных стратегий и программ в сфере финансовой грамотности и финансовой доступности, а также российские и зарубежные эксперты финансового просвещения.
"Обычными семинарами привлекать молодежь к теме финансовой грамотности становится все труднее. Чтобы финансовая грамотность в нашей стране превратилась действительно в популярный тренд, мы решили сделать акцент на образовательных мероприятиях с элементами интерактива.
Широко применяется принцип "эдьютейнмент" – обучение через развлечение. Именно он лежит в основе наших фестивалей по финансовой грамотности, которые мы проводим по всей стране", – отметил Зафар Назаров.
"Общие проблемы доказывают необходимость сотрудничать. Граждане стран СНГ ежедневно сталкиваются с вызовами в вопросах цифровизации финансовых услуг, противодействия мошенникам, сберегательной культуры, инвестиций и ответственного кредитования.
Взаимодействие в сфере развития финансовой культуры, на наш взгляд, может способствовать укреплению интеграционных процессов, повышению финансовой устойчивости и благополучия граждан и стран", – считает руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.
Планируется, что взаимодействие Таджикистана и России в сфере повышения финансовой устойчивости и финансовой грамотности в ближайшее время выйдет на новый уровень. Минфин России, Банк России с одной стороны и Минфин Таджикистана совместно с Национальным Банком Таджикистана готовятся подписать официальное соглашение о сотрудничестве в этой сфере.
Россия системно ведет работу по повышению уровня финансовой грамотности более десяти лет. Поэтому лучшие наработки из накопленного опыта могут быть полезны зарубежным партнерам. Результаты проводимых в стране просветительских мероприятий говорят сами за себя: с 2017 года доля граждан со средним и высоким уровнем финансовой грамотности выросла с 56% до 72%.
По данным Минфина России, с 38% до 51% увеличилось число опрошенных, которые знают об организациях в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Также на 10% – с 37% до 47% – стало больше россиян, которые располагают собственной "подушкой безопасности".
Хороших результатов удалось добиться благодаря популяризации финансового просвещения среди населения. Вся информация по теме – экспертные статьи, учебники, лайфхаки, сценарии квестов и уроков – собрана на едином портале "Мои финансы".
Ресурс посвящен развитию финансовой культуры в России и формированию основ финансово здорового образа жизни граждан. Пользователям удобно искать полезный контент в рубрике "Для жизни", учителям – в разделе "Образование", а для специалистов есть раздел "Органы власти".
В целом, в российской системе образования произошли значимые изменения. Основы финансовой грамотности теперь изучают уже со школьной скамьи. Благодаря эффективному взаимодействию федеральных и региональных ведомств элементы финансовой грамотности были внедрены в обязательные предметы в начальной и основной школах, а также в программу среднего профессионального и высшего образования.
Учителя и консультанты-методисты финансового просвещения могут повысить свою квалификацию в федеральных методических центрах, созданных на базе крупных российских вузов. В их числе – МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет, РЭУ им. Г.В. Плеханова. Более 130 тысяч педагогов уже получили новые знания в этих центрах.
После повышения квалификации учителя адаптируют методики повышения финансовой грамотности к специфике своей целевой аудитории и особенностям региона. Сегодня практически в каждом субъекте реализуются собственные программы по повышению финансовой грамотности. Профильные информационные ресурсы есть в 65 регионах, а в 55 – свои центры финансовой грамотности. Важно, что работа ведется с учетом ситуации на местах.
Персонализированный подход крайне важен. В условиях переизбытка информации о финансах для россиян были разработаны специальные цифровые продукты, рассчитанные на все возрасты: мультфильмы и настольные игры – детям, видеоподкасты – молодежи, продвинутые пособия – для взрослых, информационно-просветительские материалы – для людей пенсионного возраста.
Теперь для государства важно не только рассказывать населению об основах финансовой грамотности, а способствовать формированию эффективного и безопасного финансового поведения.
Для этого нужно перейти к формированию и развитию финансовой культуры. Такая задача стоит в утвержденной в конце октября Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года.
Предполагается, что до 2030 года в рамках просветительской работы главной целевой аудиторией будет уже не молодежь, а взрослые граждане. Они во многом содействуют развитию экономики, активно используя и покупая различные финансовые продукты.
Вместе с тем, наиболее экономически активная часть населения отличается прагматичным подходом при обучении: взрослые готовы получать новые знания, только если сразу понятно, как их можно с пользой применить на практике. По мнению экспертов, в этом кроется главная трудность финансового просвещения взрослых.
Еще один важный аспект – привлечение граждан к бюджетному процессу. Это актуально для всех государств на пространстве СНГ, поскольку результатом этой работы является укрепление доверия людей не только к финансовой системе страны, но и ко всем государственным институтам в целом.
Необходимо, чтобы граждане понимали, как формируется бюджет региона, каким образом можно повлиять на распределение средств, как способствовать реализации проектов по благоустройству территории рядом с местом своего проживания. Эти задачи актуальны для граждан и специалистов финансового просвещения как в России, так и в Таджикистане.
Материал опубликован на коммерческой основе.