ДУШАНБЕ, 28 дек — Sputnik. Многие жители Душанбе могли наблюдать в центре города необычную картину - зрелого возраста мужчина, в очках и с аккуратной бородкой едет по городу на скейтборде. В целом образ совершенно не похожий на классического таджикского бобо.
Этот мужчина - Фуат Галеев, талантливый преподаватель живописи и лепки в столичной школе искусств им. Аминзаде, чьих учеников можно частенько видеть на пленэре в парке Рудаки и Ботаническом саду.
Но среди душанбинцев Фуат более известен как яркий представитель поколения "старого Душанбе", в свои 54 года активно занимающийся вместе с подростками экстремальными видами спорта и продвигающий свои достижения и успехи учеников в соцсетях.
О том, как находить в себе энергию заниматься моржеванием, паркуром и трюками на BMX-велосипеде и как прививать детям чувство прекрасного - в материале Sputnik Таджикистан.
С детства любил лепить
Фуат Галеев родился в 1960 году в Челябинской области, а когда ему было 9, семья переехала в Душанбе. С детства занимался лепкой, делал поделки и рисовал. Соседка тетя Соня настойчиво советовала пойти в художку, на что он лишь отшучивался, говоря, что там "таланты", а ему и делать нечего.
Осознание пришло внезапно, в армии. Во время службы в войсках творческие способности дали о себе знать, и Фуат стал художником-оформителем по предложению политрука.
Демобилизовавшись, юноша устраивался на работу в разные места, но надолго нигде не задерживался. Тем временем тетя Соня не успокаивалась и твердила, что ему обязательно следует получить художественное образование и работать по специальности.
Послушав совет, Фуат Галеев "сел в последний поезд" и пошел поступать в художку тогда, когда комиссия собиралась разойтись по домам.
Но начинающему живописцу повезло - его приняли, и в 1985 году он получил специальность "скульптор-исполнитель и преподаватель детской художественной школы".
Затем устроился в отдел благоустройства Душанбе и первое время тесал из дерева сказочных персонажей и избушки для оформления детских площадок, затем перешел на гранит. К слову, некоторые из его ранних "детских" скульптур можно до сих пор увидеть во дворах столицы.
Работе с камнем он учился у заслуженного скульптора Таджикистана Норайра Арутюняна, труды которого также можно сегодня увидеть в Душанбе, в частности портреты скульптур на Доме писателей и на фасаде Молодежного театра.
Что касается наиболее известных работ самого Фуата в городском пространстве Душанбе, то отличный пример - барельефы православного собора на улице Дружбы Народов.
Основной принцип - не мешать
Тогда же, в конце 80-х, началась и карьера Фуата Галеева как детского педагога, продолжающаяся по сей день.
По его словам, в школу искусств обычно принимают детей с 10 лет, но бывают и способные ученики более младшего возраста. Некоторые настолько талантливы, что им лучше не мешать, поскольку, указывая на каждый штрих и стоя над душой, можно испортить весь творческий потенциал - инструменты у ребят буквально валятся из рук и работы получаются без изюминки.
"Я объясняю ученикам что к чему, но стараюсь вмешиваться по минимуму и помогаю только в крайнем случае. Но к сожалению, есть такая проблема, что многие учителя рисуют за своих учеников. Естественно, у тех потом пропадает желание мыслить самостоятельно! А я своим даю и домашние задания, которые обязательно проверяю. Надо давать юному художнику возможность думать, воображать и творить", - говорит педагог.
Обучение происходит по принципу "от простого к сложному", и делать скульптуры начинают только после того, как перерисуют все стандартные фигуры: куб, цилиндр, шар, конус, призму.
На рисование одной из фигур может уйти от 4 до 7 уроков. В любом деле должна быть база, и большинство учеников это понимает, поэтому не ленится. Ни один художник еще не прошел мимо академического рисунка, за исключением гениев-самоучек, считает Фуат Галеев.
В школе им. Аминзаде педагог преподает 4 дисциплины: рисунок, живопись, лепку и композицию. На одном уроке дети получают задание и тренируют точность и глазомер, а на следующем работают на свободную тему и проявляют фантазию.
Таким образом они учатся не только рисовать, но и думать. На уроках лепки старшеклассники не только лепят академические работы из глины, но и сами их формуют и отливают в гипсе, что является уже уровнем художественного колледжа.
"Прививать детям любовь к искусству не требуется, потому что с тех пор как появился человек - он уже рисовал и лепил, о чем свидетельствуют древние наскальные рисунки и фигурки из глины. Практической пользы это не давало, ведь без рисования-то можно прожить! Можно чай пить из консервной банки, но никто не хочет - всем нужны кружки, и чем красивее, тем лучше. Любой вид искусства не "насыщает, не согревает", но человеку это необходимо, ведь он создан по образу и подобию Творца и желает творить", - отмечает художник.
Фуат преподает изобразительное искусство на протяжении 33 лет и выпустил сотни учеников. Увы, о дальнейшей судьбе многих из них он практически ничего не знает, так как со временем они перестают выходить на связь или уходят из мира искусства. Но вместе с тем многие проявили талант и упорство, выучились в России, Европе и США и остались там работать.
Любовь к экстриму
Профессиональным спортом Фуат Галеев не занимался, только в детстве катался на советских четырехколесных роликах, велосипеде и иногда ходил в горы. Также 4 года ходил в секцию по греко-римской борьбе и участвовал в соревнованиях.
Любовь к экстриму стала внезапным неожиданным открытием зрелых годов, буквально 10 лет назад. Оставшись неотъемлемой частью его жизни и любимой "болезнью". Тогда он получил почти случайные несколько тысяч рублей и решил потратить их на приобретение роликов, защиты и шлема. Предшествовал этому один случай в молодости.
Фуат Галеев, преподаватель живописи и лепки в Душанбе
© Foto / Из личного архива Фуата Галеева
"Когда мне было лет 25-30, я был в Москве, и однажды на улице мимо меня промчался дед на роликах с бородой как у Хоттабыча, которая от скорости трепыхалась за его спиной. Первой мыслью было: "Вот ненормальный! Зачем ему это, сидел бы дома на печи". А пройдя чуть дальше, я подумал, что это ведь здорово, в таком возрасте заниматься любимым делом! Потом это как-то забылось, но, когда мне отправили деньги, я решил потратить их на ролики", - вспоминает Фуат.
Всю экипировку преподаватель держал в старом здании школы недалеко от стадиона "Спартак", а во время обеденного перерыва бежал на стадион и учился езде, чтобы не смешить людей, так как часто падал и передвигался со страхом.
Потом он научился на них кататься и пытался освоить активную езду по Душанбе, но оказалось, что городские дороги для этого не годятся. В итоге художник стал ездить вдоль набережной от ГЖК в сторону рынка "Корвон", где в то время как раз достраивали дорогу. Движение было перекрыто, людей немного, и внимания на возрастного мужчину на роликовых коньках никто не обращал.
Однажды мимо шел парнишка со скейтом и, заинтересовавшись доской, Фуат попросил его проехаться с ним под мостом, где дорога с наклонами. А когда юноша шустро его обогнал - решил приобрести себе такой же.
"Купил. Встал на него, а меня колбасит, ведь надо ловить равновесие. Несколько раз падал, и решил, что, наверное, это не мое, но потом решил добить, и со временем стал падать все реже. Научившись, понял, что и на скейте по городу далеко не уедешь, и он годится только для трюков. Ездил только по ровным местам - вокруг памятников и в парках, где более гладкая дорога. Потом приобрел удлиненную версию - лонгборд, и понял, что вот это мое!" - рассказывает Галеев.
После этого наш герой приобрел рипстик (скейтборд на двух колесах), затем фри скейт (по отдельности для каждой ноги), потом самокат. Кстати, все, что освоил Фуат Галеев, с его легкой руки и дара убеждения освоила и его супруга. Что любопытно, дочь увлечения родителей не поддержала.
Подростки и общие интересы
Не так давно преподаватель изо оседлал BMX - невысокий велосипед для трюков. Летними вечерами он собирался с подростками на стадионе и тренировался. Кстати, искать к ребятам подход не приходится, так как интересы общие и всегда есть что обсудить.
Делать трюки на BMX у Фуата при всем старании пока не получается, но подростки на нем исполняют такое, что страшно смотреть: заскакивают на бордюры, прыгают со ступенек, едут встав одной ногой на руль, а другой - на сиденье.
Художник признается, что экстремальные виды спорта для него своего рода наркотик, без которого уже скучно жить. На уровне простой физической подготовки он занимается паркуром, тренируется в зале, пробегает по городу небольшие расстояния вместо того, чтобы пройти. Те, кто привык видеть его мчащимся на лонгборде, удивляются, если он идет пешком.
Жена свыклась с увлечениями супруга, а дочь воспринимает их с ужасом, так как без травм дело не обходится - любой камушек может стать причиной падения. Были и ушибы, и переломы.
Некоторые из друзей, с которыми Фуат Явдатович общается через соцсети, его подросткового задора не понимают, ведь они, как большинство взрослых мужчин, любят сидеть в тепле и обсуждать болезни, политику и насущные проблемы.
У нашего героя нет никакого особого секрета вечной молодости, и главной причиной своих экстремальных увлечений он называет нежелание сидеть дома. В сухую погоду он едет на работу в общественном транспорте, а вот домой возвращается на любимом лонгборде - это удобно и быстро, учитывая нынешние пробки в час пик.
В середине 2010-х Фуат попробовал себя в роли блогера - завел себе страницу в соцсетях, где у него свыше тысячи читателей, а в 2018-м - Tik-Tok, где на сегодняшний день у него больше 3 тыс. подписчиков. Там он выкладывает ролики, в которых осваивает новые трюки и показывает жизнь художественной школы.