Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков рассказал Sputnik про ситуацию на нефтяном рынке в мире.
2023 год стал периодом окончательной адаптации к изменениям, произошедшим в 2022-ом. Трансформация, которая затронула весь мировой энергетический рынок, была вызвана санкциями, введенными против России.
Можно условно выделить две волны перестроения рынков. Первая началась весной 2022-го. В марте прошлого года США ввели запрет на импорт российской нефти, нефтепродуктов, угля и газа с 1 апреля 2022-го.
Одновременно европейские компании откровенно боялись покупать новые партии российской нефти на спотовом рынке, хотя и продолжали получать сырье по заключенным ранее долгосрочным контрактам. Например, компания Shell купила партию российской нефти и выпустила официальное извинение, назвав это "трудным решением".
Это привело к перенаправлению потока нефти из России на азиатские рынки. Но на подписание контрактов с перевозчиками и новыми покупателями ушло несколько недель, во время которых экспорт из России уменьшился. В результате цены в моменте на бирже достигали 120 долларов за баррель.
Но и скидка на российскую нефть в первом полугодии 2022 г. возросла, так как Москве нужно было вытеснить традиционных поставщиков с азиатских рынков и покрыть санкционные риски. Однако на протяжении прошлого года дисконт постепенно снижался.
Текущий "нефтяной год" начался с 5 декабря 2022 г., когда против России вступили в силу два типа санкций: 1) запрет на импорт российской нефти, перевозимой морским транспортом в Евросоюз, 2) "потолок цены" (запрет на перевозку нефти танкерами и страховку этой перевозки, если цена превышает 60 долларов за баррель). С 5 февраля 2023-го аналогичные ограничения (и эмбарго, и "пололок цены") начали действовать и по отношению к российским нефтепродуктам.
Веденные ограничения привели к концентрации рынков сбыта российской нефти и топлива. Если смотреть по отдельным странам, то Китай уже много лет является крупнейшим покупателем нефти из России. Однако вместе взятые страны Евросоюза обгоняли его по объемам закупки. Получалось, что в целом российский экспорт был довольно диверсифицированным.
Танкерные поставки растут
К декабрю 2023-го около 70,5% продаж российской нефти, перевозимой морским транспортом, приходилось на две страны: Китай и Индию. Если учитывать поставки в Турцию, находящуюся на третьем месте, то получается около 84% танкерных поставок нефти. Если же мы учитываем еще и трубопроводные поставки, цифры выйдут еще больше.
С одной стороны, такая концентрация – это риск, ведь Россия зависима от пары стран как рынка сбыта своего основного экспортного товара. С другой стороны, Китай и Индия большие и растущие потребители нефти. Они, в отличие от западных стран, не говорят об отказе от ископаемых источников энергии. Так почему же отказываться от присутствия на столь привлекательных рынках?
Экспорт по трубопроводам и НПЗ в Германии
Важные изменения в 2023-м происходили в сегменте экспорта российской нефти по трубопроводам. Поставки нефтепроводами в Европу не запрещены санкциями ЕС. Но еще в 2022-м.
Польша всячески уговаривала Германию синхронно на национальном уровне ввести эмбарго на российскую нефть, доставляемую по нефтепроводу "Дружба". В итоге Берлин сделал это с января 2023-го, а сама Польша – нет. Вероятно, Варшава боялась исков от российских компаний за невыполнение условий контрактов и хотела дождаться окончания договоров. В итоге Россия сама в феврале 2023-го остановила прокачку по "Дружбе" сырья на польские НПЗ.
Германия в условиях отсутствия трубопроводных поставок российской нефти попыталась реализовать самое простое решение – договориться об импорте нефти из Казахстана по тому же нефтепроводу "Дружба" транзитом через Россию. Стороны договаривались на поставку 1,2 млн тонн нефти в год.
Однако за 11 месяцев года было прокачано только 843 тыс. тонн, а в декабре планируется поставить еще около 150 тыс. тонн. Итого – чуть меньше 1 млн тонн. Этого явно не хватает, чтобы заменить российские поставки, которые в 2021-м составили 17 млн, тонн, а в 2022-м – 15,1 млн тонн.
Немецкие НПЗ после отказа от импорта российской нефти по "Дружбе" недозагружены. Масла в огонь добавляет Польша, которая стремится не допустить в Германию нефть по нефтепроводу с востока – вне зависимости от ее происхождения. Варшава хочет, чтобы немецкие НПЗ загружались нефтью, отгружаемой с танкеров в польском Гданьске, так как в этом случае получит деньги за перевалку, транспортировку по нефтепроводу от порта на юг до пересечения с "Дружбой" и далее в Германию. За все это заплатят немецкие компании.
Но стратегической целью является покупка немецких НПЗ польской PKN Orlen. На первом этапе она намерена приобрести доли в немецких НПЗ, которые ранее принадлежали "Роснефти" и были де-факто национализированы. А в дальнейшем Варшава постарается консолидировать контрольные пакеты.
Интриги с ОПЕК+
С финансовой точки зрения 2023-го ознаменовался ростом доходов России от экспорта нефти. Во-первых, скидка на российскую нефть снижалась по мере выстраивания логистики и отладки финансовых операций (35 до 10,3 долларов на баррель).
Во-вторых, цены на нефть на мировом рынке в целом росли с июля до октября, что позволило России увеличить доходы. Это было связано с решениями стран участниц ОПЕК+.
В феврале вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия снизит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, потом ряд участников соглашения снизили производство на 1,2 млн баррелей в сутки. А с июля Саудовская Аравия сократила свою добычу еще на 1 млн баррелей в сутки. Это позволило подтолкнуть цены на нефть вверх (в ноябре – 72,8 долларов за баррель).
Но именно с ОПЕК+ связана основная интрига нефтяной отрасли в 2024-м. Пока участники соглашения снижают производство поддерживая цены, страны, не входящие в организацию, пользуясь чужими усилиями наращивают добычу.
Естественно, что долго подобный процесс длиться не может, и в какой-то момент дальнейшее сокращение добычи окажется невыгодным, так как возрастающая цена не покроет убытка от снижения объемов реализации. Вероятно, этот вопрос обсуждался во время визита Владимира Путина в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а также визита президента Ирана в Москву в конце 2023-го.
Странам ОПЕК+ необходимо оперативно реагировать на возрастающий спрос на нефть в мире, чтобы увеличивать свою добычу и удовлетворять его, не позволяя делать это производителям из третьих стран. Тем более, что в 2024-м в России предполагается запустить новые проекты.
Например, "Роснефть" заявила, что в наступившем году начнет добычу в рамках проекта "Восток ойл", который к 2027-му должен отгружать до 50 млн тонн, а к 2030-му – до 100 млн тонн. Такие объемы одного проекта повлияют на уровень добычи всей страны. Поэтому крайне актуально решать вопрос увеличения квот на добычу с ОПЕК+.
Уже в конце 2023-го здесь были отмечены некоторые риски. Так, 21 декабря министр минеральных ресурсов, нефти и газа Анголы Диамантино Азеведо заявил, что его страна выходит из ОПЕК.
За этим может последовать цепная реакция и полный развал соглашения ОПЕК+, ведь другие участники также могут нарастить добычу. Проблема заключается в том, что если сделка развалится, то все будут производить по максимуму, и цены упадут. А от этого пострадает не только Россия, но и другие нефтеэкспортеры на постсоветском пространстве – Казахстан и Азербайджан.
Казахстан, Азербайджан и другие страны
Пока проблем с реализацией у Казахстана и Азербайджана не было. Наоборот, их нефть успешно продается на европейском рынке при отсутствии российских поставок. Казахстан перестраховался и в 2022-м обозначил свои объемы экспорта как сорт KEPCO, хотя нефть идентична по своим показателям российской Urals.
При этом на KEPCO нет скидки, в отличии от российских сортов. Потерь от того, что не удалось нарастить поставки на немецкие НПЗ, Казахстан также не понес, он успешно продает свою нефть через Новороссийск и порты Балтийского моря. Реализация идет через отлаженные потоки и прежних трейдеров.
Азербайджан также выиграл от перестроения мировых рынков. В отличии от новых поставщиков нефти – стран Ближнего Восток и Африки, которые пришли в Европу вместо российских, Азербайджан имеет короткое транспортное плечо, что повышает маржинальность его продаж в Европе. За 10 месяцев 2023-го Баку нарастил экспорт нефти в Европу на 9%.
Таким образом, можно сказать, что Россия в 2023-м полностью приспособилась к новой ситуации на рынке. А страны-соседи активно этой ситуацией пользуются для повышения своих доходов. Но Россия не считает постсоветские страны источником проблем – перестроение рынков происходит из-за антироссийских санкций, которые вводят страны Запада. И противостоит Россия именно им, а не соседям-нефтепроизводителям.